JA Purity III - шаблон joomla Авто

К 52-летию со дня блаженной кончины приснопамятного Исповедника Архиепископа МАТФЕЯ
(+1950-2002)

святитель Матфей

В этом году исполнилось 52 года со дня смерти поборника Православия Приснопамятного Архиепископа Истинно-Православной Церкви Матфея, и сколь мы удаляемся от времени блаженной кончины его, столь более интенсивно проявляются труды и облик его. Становится все более понятным, что в эти последние наши времена Исповедник Архиепископ Матфей был выдающимся церковным деятелем, новым Марком Эфесским, который своим чистым Исповеданием Веры – Экклезиологией и абсолютным следованием ей, обозначил 20-й век с точки зрения экклезиологической. В частности в современной неблагополучной с богословской и экклезиологической точки зрения эпохе Епископ Матфей более и более признается как своего рода единственный выдающийся церковный исповедник и подвижник. Исповедание Веры-Экклезиология и Апостольская Преемственность, которые он сохранил и передал необновленческими и подлинными, особенно ценимы от «многих с востока и запада», в то время когда «от сынов царствия» беспрестанно находятся некоторые, которые пытаются очернить труды его и запятнать великий вклад его для Церкви Христовой. «ОРТОДОКСОН ПНОИ» желает в 52-летие со дня смерти его (14 Мая 1950) почтить с уважением все его жизнь и церковные труды.
Облик подвижника.

Блаженной памяти Иерарх родился 1 Марта 1861 года в селении Панэфимон близ Хании на Крите в семье благочестивых священника Харалампия и его жены Кириакии, получив в крещении имя Георгий. Он был 10-м ребенком благочестивой семьи и в христианской этой среде возрастал «от детства в наставлении Господнем». Ему было 12 лет, когда умер его отец. Мать и старший брат (который в дальнейшем принял священство), уступая его богоугодному настоянию, направили его в Священный Монастырь Богородицы Хрисопигии (Златоструйной) в Ханион. Игумен Монастыря увидев Георгия сказал: «Река веры и благочестия течет из его груди. У него бдящие очи души». Любознательный мальчик вместе со служением в монастыре совмещал обучение в монастырской школе. Ежедневно он занимался изучением церковной литературы, житий Святых и Синаксария и благодаря сему его душа возвышалась к духовному и нравственному совершенству. Тогдашний Митрополит Ханийский видя ревность и нравственность молодого послушника, даже просил взять его к себе для продолжения образования. В 1876 году он отправляется в Александрию, чтобы дополнить свое образование в Гимназии. Позже молодой Георгий предпринимает путешествие в Иерусалим для поклонения Всесвятому Гробу Господню. Иерусалимский Патриарх Иерофей, муж благочестивый, познакомившись оценил его и записал в процветающую тогда Церковную Школу «Честного Креста». В этой Богословской Школе, где он учился около пяти лет, его сокурсниками были будущие экуменисты и обновленцы Мелетий Метаксакис и Хризостом Пападопулос.

В 1885 он закончил Школу и был рукоположен во Иеродиакона Патриархом Никодимом, местоблюстителем Св. Храма Воскресения, в котором он и служил год. Тем не менее, будучи сторонником отшельнической жизни, спустя немного времени, он, взяв благословение Иерусалимского Патриарха, 30 апреля 1886 года направляется на Святую Гору Афон, где и поступает в послушание к добродетельному и суровому подвижнику старцу Нектарию в скит Святой Анны. Здесь в молитве, воздержании, посте и подвижническом жительстве открывается новая глава в духовном его развитии. 26 сентября 1886 года старец Нектарий, оценив усилия и старания молодого послушника, постригает его в Великую Схиму с именем Матфей. С этого времени он отдается более интенсивной борьбе и аскетической жизни и горячей молитве возносимой к Богу.

26 июля 1893 года Иеродиакон Матфей был рукоположен в Иеромонаха в Св. Монастыре Григория и потом в продолжении многих лет был духовником Св. Монастыря Великая Лавра. Его слава как замечательного духовного отца и подвижника распространилась повсюду. В июне 1910 года он направляется в Афины и оттуда в Навплион, где имелся как миссионерский пункт Св. Монастырь Живоприимного Источника на холме Прониа близ Навплиона, отсюда он разъезжает как Миссионер, проповедуя слово Божие и исповедуя народ по всему Пелопоннесу. Присутствие о. Матфея в Пелопоннесе было благословенным для жителей его. В это же время он знакомится с тогдашним директором Ризарийской Церковной Школы Митрополитом Пентапольским Нектарием, слава преподобия которого широко была распространена. Святой, оценив характер его, возвел о. Матфея в Архимандрита и подарил свой епигонатий, который как Священная Реликвия хранится в Деспотиконе [епископской резиденции] Св. Монастыря Введения Богородицы (Кератея – Аттика). Контакты и связь двух этих мужей были с тех пор тесными, о чем свидетельствует также и сохранившаяся между ними переписка. В 1911 году в течение 14 месяцев он предпринимает опять паломничество к Святым Местам. После краткого там пребывания он останавливается в Св. Монастыре Св. Саввы, где священнодействует, проповедует, духовничествует и пишет иконы. 27 сентября 1912 года снова возвращается в келью Монастыря Симон Петра, где предается аскезе, молитве, посту и аскетическим упражнениям, чтобы становиться изо дня в день сосудом чистым благодати Святого Духа. В 1916 году его единодушно избирают предстоятелем Св. Храма Вознесения Господня в районе Панкрати в Афинах, который был подворьем Монастыря. Это, однако, означало и то, что аскетический, монашеский Святогорский идеал распространялся в Афины. Огненная ревность Иеромонаха Матфея притягивала души ко Христу. В 1923 году он опять возвращается на Святую Гору, в 1926 же году вновь прибывает в Афины и возглавляет Священную Борьбу против Папских обновленцев и за Истинно-Православную Церковь.

Поборник Православной Омологии – Экклезиологии

Относительно папского новшества 1924 года, т. е. осужденного Новокалендаризма, с самого первого дня он был ясен, проповедуя письменно и устно, что это «есть латинство и отсекает от Христа, как приемлющих, так и следующих ему (новокалендаризму)». Именно по этой причине он покидает Святую Гору и спешит вступить в борьбу против новшества и за неизменное пребывание в Истинно-Православной Церкви. Присноблаженный духовный отец Матфей основал два крупных Монастыря – Введения Богородицы и Преображенский, чем, как сказано, переносил аскетический дух Святой Горы в Афины. Многие десятилетия Священные эти Монастыри были центрами Православной духовности и песталищем Православия, став величайшей его заслугой в Священной Борьбе Истинно-Православной Церкви.

В году 1935, его посвящение в Епископа Вресфенского составляет особенно важный этап, ибо установило светильник на подсвечник.

Апостольское Преемство было передано канонически, истинным и непрерывным достойному церковному мужу, который подвизался до конца и сохранил залог Веры, то есть Православную Омологию-Экклезиологию и Апостольское Преемство. Хиротония его во Епископа стала исторической для Церкви, поскольку когда после 1935 другие Епископы Церкви ИПХ отрицались Исповедания своего и не помышляли приступать к хиротониям Епископов для сохранения Апостольского Преемства, он соответственно с Экклезиологией Истинно-Православной Церкви и уже на закате жизни своей (Сентябрь 1948 года) продолжил хиротонии Епископов, дабы не было препятствия деятельности Церкви от отсутствия Епископов, чего добивался Новокалендаризм и Флоринцы. Хиротонии Епископов Епископом Вресфенским в сентябре 1948 года есть церковный акт, полностью согласный и следующий Экклезиологии Истинно-Православной Церкви, которую он сохранил до последнего своего дыхания. Об этом в историческом Пастырском Окружном Послании от 21.01.1944 года, опубликованном в ответ на публикацию злославного Окружного Послания от 1-го июня 1944 года бывшего Флоринского Хризостома, между прочим, он писал:

«С того дня, когда случился Раскол в Церкви Христовой из-за введения папского календаря. 1. Церкви принявшие это новшество стали Схизматическими. 2. Аналогично и некоторые иные Церкви, имеющие литургическое и вообще молитвенное общение с обновленческими Церквями, несут на себе ту же ответственность. 3. Мы сразу с самого начала, когда пришли в Священную эту Борьбу черпали благодать и как иерей, и как Епископ от Единой, Святой, Соборной, Апостольской и Восточной Церкви, которой оставались верными и от которой никогда не отпадали, а не от новшествующих злославных Церквей, которые из-за Схизмы лишились благодати Всесвятого Духа по 1-му правилу Св. Василия Великого…

4. От той, итак, Церкви черпаем Благодать и [имеем] Власть совершать законно любые церковные действия и обряды, от которой брали и Святые Мученики времен гонений Церкви.
5. От нее берем благодать и благословение, а не от Схизматической Церкви Греции или других подобных ей, значит от ЦЕРКВИ НЕНОВШЕСТВУЮЩЕЙ, безукоризненной, твердо держащей же Догматы, Каноны и Предания Святых Отцов наших.
6. Ибо благодать Божия пребывает не в Обновленческих Церквах, имеющих официальное признание от людей, но в Церквах, которые содержат твердо догматы, каноны и предания, а если таких нет, тогда говорим, что она пребывает даже и в отдельных лицах. Поэтому мы вас спрашиваем: где пребывала благодать и благословение Божие – на Флорентийском Соборе или на Святом Марке Эфесском? Конечно, на Святом Марке Эфесском, а не на том разбойничьем лжесоборе, принявшем Папский орос. Итак, откуда брал Святой Марк благодать и благословение, оттуда берем и мы. Конечно, хранитель Божественной Благодати есть вся Церковь, если, однако, она здрава и не хромает в вере, тем или другим образом. Если, однако, она захромает вдруг, тогда и иные поместные Церкви, содержащие догматы, каноны и предание, продолжают и содержат полноту Церкви. А если и эти захромают в вере, тогда те люди, которые держат верность в вере православной, даже если это один Епископ, либо их много - имеют благодать и представляют Православную и действительную Христову Церковь. Церковь Божию составляют благочестивые, сколь бы мало их не оставалось… «Даже если и очень малочисленные остаются в Православии и благочестии, сила и предстательство Церковных законов в них находится. Даже если будет нужно, чтобы они пострадали за благочестие, это будет на вечную хвалу и будет причиной их душевного спасения…» (Святой Никифор). (Полный текст энциклики и многие другие соответствующие тексты смотрите в разделе «Экклезиологические темы» и в номерах К. Г. О. за 1978-1986 гг.).

Это Экклезиологическое Исповедание Веры имел приснопамятный Матфей вплоть до смерти. Православный дух приснопамятного Архиепископа Матфея, постоянный экклезиологический его курс, пребывание его в Отеческой традиции, вклад его в возрождение Православного Монашества по совести дают верным определенное убеждение, что присноблаженный является выдающимся Церковным деятелем, запечатлевшимся в Церковном сознании 20-го столетия. В этом смысле и до тех пор, пока продолжается апостасия, память о Исповеднике Иерархе не погаснет, но будет разгораться особенно, просвещать, направлять и путеводить.

Приснопамятному борцу и столпу Православия Исповеднику Архиепископу Истинно-Православной Церкви Матфею Первому вечная память!

Ортодоксон Пнои, №124, Май 2002 года, стр.179-183, перевод с греческого.