СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ЦЕРКВИ ИПХ ГРЕЦИИ
ЭНЦИКЛИКА
Рег. номер 3280/28-11-2007
АФИНЫ
ФЕВРАЛЬ 2008


Η ΥΠ’ ΑΡΙΘ. 3280/28.11.2007 ΕΓΚΥΚΛΙΟΣ
ΤΗΣ ΙΕΡΑΣ ΣΥΝΟΔΟΥ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ Γ.Ο.Χ.
Ε Λ Λ Α Δ Ο Σ
ΜΕΤΑΦΡΑΣΘΕΙΣΑ ΕΙΣ ΤΗΝ ΡΩΣΣΙΚΗΝ ΥΠΟ ΤΗΣ
ΕΝ ΜΟΣΧΑι ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΑΔΕΛΦΟΤΗΤΟΣ
«ΑΓΙΟΥ ΙΑΚΩΒΟΥ ΤΟΥ ΑΔΕΛΦΟΘΕΟΥ»
ΤΗι ΕΝΤΟΛΗι ΤΗΣ ΙΕΡΑΣ ΜΗΤΡΟΠΟΛΕΩΣ ΚΙΤΙΟΥ
ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΠΑΤΡΩΩΝ ΠΑΡΑΔΟΣΕΩΝ Γ.Ο.Χ.
Κ Υ Π Ρ Ο Υ

Адресована Всему священному Клиру, монашескому чину и благочестивому народу.
Чада, возлюбленные о Господе!
«Десница Господня сотвори силу…» (Пс. 117:16)

В последние времена общей для этого мира апостасии и бунта многих против начал Веры и Православного Исповедания наступили «времена люта» (2 Тим. 3:1), по пророческому гласу апостола Павла. «Будут бо человецы, – говорит апостол, – самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имущии образ благочестия силы же его отвергшиися», в конце же он прибавляет и совет для всех нас: «и сих отвращайся» (2 Тим. 3:2-5).

В наше время мы все свидетели дерзости диавола против праведного Бога. Мы ежедневно наблюдаем по нашим грехам и по попущению Божию постоянно расширяющееся господство противящегося над благородным человеческим существом и всей окружающей природной средой.

Мы все видим, как вокруг нас безо всякого осуждения рекламируются и восторженно приветствуются отчужденность, разврат, деградация и навязывание противного естеству как якобы естественного. Преуспевают и поощряются совершенная неспособность мыслить, а затем и повсеместное ниспровержение всяких принципов и нравственного порядка вообще, как и справедливости. И все это во имя прогресса и человеческой свободы.
Но жив Господь Бог во веки! И Церковь Его воистину есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) и, как провозглашает апостол народов, пребывает во век, поддерживаемая словами Господа, гласящими: «и врата адова не одолеют Ей» (Мтф. 16:18).

Начиная со времени святых Апостолов и до сего дня в смирении и благочестии Она совершает свой исповеднический путь в мире, так что и чада Ее, согласно Cвященному Писанию, быв «лишении, скорбящи, озлоблени» (Евр. 11:37), но свидетельствуя о вере, «верою победиша царствия, соделаша правду, получиша обетования…» (Евр. 11:33).
Со дня святой Пятидесятницы, в который Святой Дух сошел на учеников Христовых, наставляя их «на всякую Истину» (Иоанн. 16:13), не перестала Церковь противостоять нападкам и атакам врага Истины – диавола, который как «князь мира сего» отчаянно пытается мстить Творцу и Создателю всего Триединому Богу нашему, посредством насилия над всем Божьим творением, и особенно в отношении созданного по образу Божию человека.

Расколы, ереси, мятежи, отступничество, которые от века терзали и терзают Церковь, суть достижения князя мира сего, происходящие от непрестанной враждебной ярости его против творения Божия.
Возлюбленные чада о Господе!

Первый таковой раскол в Новом Завете, отступничество и предательство Иуды, представляет собой образец и прототип всех последовавших на протяжении веков ересей и отступлений. Подобные движения и явления возникают и действуют постоянно с того времени и поныне.

Семь Святых Вселенских Соборов, Всеправославные Соборы и остальные поместные Православные Соборы противостояли Благодатью Святого Духа являвшимся на протяжении веков подражателям Иуды – различным ересиархам – и отвергали их еретические учения, обличенные как зловерные.

Гностики, кафары, николаиты, ариане, несториане, монофизиты, монархиане, монофелиты и другие, а в наши дни и экуменисты или кто бы то ни были другие, отвергающие Православную Веру и Исповедание, являют собой пример подражателей Иуды, терзающих полноту Церковную и раздирающих нешвеный хитон Христов.
Но Церковь Христова пребывает вовек!

Сколь естественно и очевидно, что каждая новоявленная ересь, каждый церковный раскол или разногласие подвергают опасности мир, согласие и единство полноты Церковной.

Согласию о Боге тех, кто искренне обращен к Богу, то есть Православному Исповеданию Веры членов Церкви, угрожают несогласие и вражда, возбуждаемые не православно исповедующими, то есть таковыми членами Церкви, которые вдруг поступают так, как не искренно обращенные к Богу, изменяя свое некогда бывшее Православным Исповедание. И как предостерегает нас святой Григорий Богослов: «Ибо ничто так не сплачивает в согласии истинно чтущих Бога, как согласие в учении о Боге. Но и самым первым поводом к раздору является разногласие по этому вопросу» (Григорий Богослов, Слово 6 «О мире…»).

Пока Церковь принимает атаки и удары от отрицающихся Истины, тем временем многие из Ее чад отступают и отпадают от Истины, но Сама Она, как Тело Христово, остается во веки. Согласно словам св. Иоанна Златоуста: «Боримая побеждает, против Нее составляют заговоры, но Она выходит невредимой, хулима, но становится еще более славной, терпит побои, но не падает от ран, терпит волнения, но не тонет, проходит бури, но не терпит кораблекрушения… борется, но не сокрушаема, сражается, и не оказывается побежденной» (Омилия 2 к Евтропию). Церковь борется, использует все средства и прилагает все усилия к тому, чтобы вернуть обманутых к истине Православия и Ее Предания. Потому что дело Церкви в мире – это откровение воли Божией людям и причастие их вечной жизни и Царствию, равно как и собирание рассеявшихся и возвращение обманутых на путь Истины. Как и Церковь, согласно анафоре Василия Великого, чтомой за Божественной литургией, молясь, просит Бога: «Расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви».

Подобную бурю претерпела наша Святая Церковь и в последние времена, когда в 1924 году Вселенская Константинопольская Патриархия, поместная Церковь Греции, а впоследствии и другие Патриархии и поместные Православные Церкви приняли введение Нового Папского Календаря и привели в соответствие с ним Церковный Богослужебный круг, что явилось первым шагом к всеереси экуменизма.

Тогда Православная Церковь в Греции оказалась в опасности, оставаясь, как известно, до 1935 года лишенной православных епископов. В то время как значительное число остальных Ее клириков со многими монахами, в основном со Святой Горы, старались поддержать народ в борьбе за благочестие и сохранение Отеческого Предания.

В 1935 году, посредством возвращения от Новостильного Новшества трех архиереев и отречения от Новшества, Православная Церковь в Греции снова обрела каноничное православное церковное руководство, старавшееся выполнить Ее миссию, то есть уврачевание Новостильного раскола и возвращение к ней обманутых, посредством обличения новостилия-экуменизма.

Но в 1937 году новый раскол потряс Церковь, когда Митрополит бывший Флоринский Хризостом отверг свое первоначальное Православное Исповедание и выдвинул зловерное учение о «потенциальном, а не действительном расколе», касательно новостильного раскола и новостильной «церкви». Теперь она рассматривалась согласно этому воззрению просто как «подозреваемая» в расколе, а не как раскольничья, как это изначально считали все верные члены Церкви, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По икономии, в 1948 году приснопамятный епископ Вресфенский, а впоследствии Архиепископ Афинский, Матфей, после многочисленных бесплодных попыток объединения всех архиереев, следующих отеческому церковному календарю, в православном Исповедании, приступает единолично к хиротонии епископов, передавая Апостольское Преемство рукоположенным им Архиереям и сохраняя, таким образом, целыми и неизменными Православную веру и Церковное учение.

Последовавшие несправедливые полемические и богословски необоснованные нападки обманутых и отколовшихся от тела Церковного последователей бывшего Флоринского Хризостома из клириков и мирян, по поводу «единоличных хиротоний» епископов Вресфенским Матфеем, снова потрясли осаждаемую Церковь.

Под архиерейским руководством наследников блаженной памяти Архиепископа Матфея Церковь продолжает Свое дело. Она постоянно старается уврачевать новостильный раскол, а также вернуть отколовшихся, бывшего Флоринского Хризостома и его последователей, которые встречали отказом таковые попытки, аргументируя это антиканоничностью по причине единоручных хиротоний епископов.

В этом постоянном стремлении Церкви, как говорит Василий Великий, вернуть в Церковь прельщенных, не обошлось, по попущению Божию, и без просчетов в руководстве и действиях Предстоятелей Церкви, как и не без человеческих ошибок, среди которых и события, связанные с хиротесией 1971 года. В том году Синодальное посольство, состоявшее из архиереев, прибыло в Америку, обратилось к епископам РПЦЗ и представило на рассмотрение их Синода прошение изучить и решить вопрос о епископских хиротониях 1948-го года, совершенных одним Архиереем; и для того, чтобы прекратить соответствующие упреки последователей бывшего Флоринского, было принято к исполнению соответствующее утвержденное решение Русских Архиереев.

Исходя из этого, Священный Собор Епископов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой Истинно Православных Христиан Греции, движимый пастырским попечением и ответственностью, должен приступить соответствующим образом к рассмотрению вопроса об отношении к событиям 1971 года, по причине отсутствия до сего дня последовательной, единой, твердой, правильной с православной точки зрения позиции по данному вопросу, а также из-за возникающих в этой связи недоумений, выраженных в различных мнениях, которые недавно были использованы как упрек, будучи высказанными со стороны отдельных личностей, многообразными способами воюющих против Церкви.

Итак, Святой и Священный Архиерейский Собор, поскольку настало время, и обстоятельства благоприятствуют, и устранены препятствия к тому, чтобы приступить к рассмотрению этого вопроса всею Церковной Полнотой, в страхе Божием и с осознанием и полным пониманием нашей архиерейской ответственности перед Богом и Его Святой Церковью, собрался и соборно рассмотрел вышеупомянутый вопрос на Заседании Священного Архиерейского Собора Церкви ИПХ Греции, проходившем 27 декабря 2006 года под председательством Блаженнейшего Архиепископа Афинского и Всея Греции г. Николая, при участии всех членов Священного Синода, а именно: Митрополита Арголидского г. Пахомия, Митрополита Перистерийского г. Галактиона, Митрополита Верейского и Наусского г. Тарасия, митрополита Фивского и Левадийского г. Андрея, Епископа Филиппского г. Хризостома, через его представителя Всепрп. Архимандрита о. Стефана Цакироглу, и Старшего Секретаря Протопресвитера о. Дмитрия Царкадзоглу. И о деяниях и о единогласном решении нашем благоразумную паству Церкви Христовой, как истинные и каноничные Пастыри, смиренные ее Предстоятели, настоящим окружным посланием извещаем.

Замысел завистников, движимых любоначалием и сребролюбием, и вообще дух нашего времени, навеянный западной философией и ковавшийся на наковальне нечестия и отрицания нашего Бога, являлись движущей силой ополчившихся на церковное благочестие, которые под различными предлогами добивались, и успешно, навязывания нового стиля, как первого шага к тогда только намечавшемуся, но с тех пор уже осуществленному в соответствии с еретической энцикликой Константинопольского патриарха 1920 года введению всееретического Экуменизма, – чему, по грехам их, о которых знает Бог, последовали все иерархи Греческой Церкви.

Таким образом, осиротевшая, лишившаяся в 1924 году епископата Церковь Греции после 11-летнего испытания вновь обретает каноническое православное церковное руководство в лице отвратившихся от Новшества в 1935 году и исповедовавших Православие трех Иерархов: Закинфского Хризостома (Димитриу), бывшего Флоринского Хризостома (Кавуриду) и Димитриадского Германа (Мавроматиса), которые и рукоположили четырех епископов для создания каноничного Священного Синода. Среди них был и выходец с Афона иеромонах Матфей (Карпафакис), который был канонично рукоположен во Епископа Вресфенского.

Таким образом, его хиротония, как и совершенные им в 1948 году хиротонии, имеют преемство, восходящее, соответственно, к святым Апостолам и их наследникам каноничным православным епископам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все последовавшие епископские хиротонии Церкви Христовой в Греции (которая для различения от Новшества называется в данный период времени Церковью ИПХ, или Истинно Православной Церковью) до сего дня, принимая во внимание тот факт, что никто другой из Архиереев (будь то из трех вернувшихся в 1935 году из Новшества, или из четырех в том же году рукоположенных ими) на тот момент не совершал епископских хиротоний в Греции, берут свое преемство от вышеупомянутых хиротоний 1935 года, в том числе и те, которые совершил в 1948 году Исповедник Православия незабвенный Архиепископ Афинский Матфей (+ 1950).

И, в любом случае, епископские хиротонии (первую из которых он совершил единолично), совершенные в 1948 году тогда епископом Вресфенским, а впоследствии Архиепископом Афинским Матфеем, считаются и являются на самом деле с догматической и экклисиологической точек зрения полноценными и действенными в том, что касается передачи посредством них благодати и силы архиерейства.
И несмотря на отмеченное нарушение, или, точнее сказать, отклонение от предписанного святыми канонами порядка, согласно которому в епископской хиротонии участвуют, по крайней мере, два или три архиерея, мы утверждаем это (каноничность хиротоний архиеп. Матфея), учитывая церковную ситуацию того времени. То есть, с одной стороны, отказ находящихся в рамках отеческого календаря, поскольку ранее они оказались единомысленны в Православном Исповедании, епископов (бывшего Хризостома Флоринского и Германа Кикладского) сотрудничать в хиротонии епископов после того, как это было ответственно предложено для пользы церковной и спасения верных пожилым, но еще крепким, борющимся за Православное Исповедание Епископом Вресфенским Матфеем. С другой стороны, приверженность вышеупомянутых епископов зловерным воззрениям и теориям, а также возникшая в той ситуации крайняя необходимость сохранения Апостольского Преемства Архиерейства.

Это (необходимость совершения хиротоний) было подтверждено дальнейшими событиями, что стало совершенно ясно впоследствии, особенно сегодня, когда те хиротонии считаются имеющими исключительное значение для Церкви Греции и вообще для борьбы Истинно Православной Церкви против Новшества Новостилия и всеереси Экуменизма.

Произведенная в 1971 году хиротесия, в какой бы форме и с каким значением она не имела бы место и какое бы толкование ей не придавалось, по вере Истинно Православной Церкви Греции и в сознании Ее Церковной Полноты, ничего не прибавила и не придала к действенности, полноте, благодати и силе Иераршества Архиереев Церкви ИПХ Греции, и со строгой канонической позиции непозволительно было, чтобы она даже имела место. Потому что епископы, рукоположенные одним епископом по каноническому порядку и Церковной практике, либо признаются Ею (Церковью), либо осуждаются и наказываются, но все же рассматриваются так или иначе как архиереи, имеющие совершенное архиерейство от этой своей хиротонии.

«Хиротесия» применительно к православным Клирикам даже не предполагается, не то что непозволительна ни при каком толковании. В Церковной практике хиротесия применяется только по отношению к раскольникам для того, чтобы сделать истинным некогда совершенное неистинное таинство хиротонии. Даже когда хиротесия имеет лишь значение благословения или простой молитвы, то это означает наполнением жизнью и действенностью недейственно совершенного еретиками или раскольниками. (См. соответственно: 8 Канон 1 Вселенского Собора, Послание 1 Вселенского Собора Александру Александрийскому, 1 Деяние 7 Вселенского Собора, и соответствующие схолии святого Никодима Агиорита в Кормчей.)

Следовательно, и соответствующее Постановление Синода РПЦЗ (рег. ном. 16-II/15/28-9-1971) о рукоположенных в 1948 году Епископом Вресфенским епископах, согласно которому было принято решение о «хиротесии» Епископов Коринфского Каллиста и Китийского Епифания, должно было находиться в канонических рамках и выбирать только между двумя возможными вариантами, и притом приводя необходимые канонические доводы для каждого случая, то есть либо это простое признание их, как хиротоний, произведенных по икономии и по причине действительно крайней церковной необходимости, либо это осуждение и наказание за них, как неоправданно произведенных, с наложением соответствующих церковных прещений, и ничего более того.

В данном вопросе Синод РПЦЗ должен был применить, руководствуясь справедливым суждением, основывающимся на Божественных и Священных Канонах, практику Церкви и данные исторических фактов и обстоятельств конкретного церковного периода и ситуации, чтобы признать их (хиротонии 1948 года) догматически полноценными и однозначно не нуждающимися и не допускающими чего-либо более. Но вместо этого, как известно, этот Синод, приняв и одобрив советы и давление третьих лиц, и в частности происходящих от группы Акакия (как это можно заметить и из самого текста Решения), предпочел выбрать принятие своего абсолютно неканоничного и необоснованного решения о хиротесии двух вышеупомянутых Епископов.

Вследствие этого, как каноничные Пастыри Церкви Христовой, с чувством ответственности и смиренного принятия отеческого наставления святого Марка Евгеника, согласно которому «ничто из церковного да не решается компромиссно, поскольку между Истинной и ложью нет ничего», в единомыслии с этим мы объявляем, что имевшие место в том периоде и в рамках стремления Церкви к единству церковному и уврачеванию расколов (а в данном случае того, что устроили последователи бывшего Флоринского Хризостома (Кавуриду), глава которых ссылался на единоличную хиротонию как на помеху к сему единству) курс нашего руководства и их действия, как и хиротесия, о которой идет речь, на основании неприемлемого и предосудительного с церковной и канонической точки зрения Синодального Решения, как и слишком поспешное и без наличия необходимых канонических предпосылок и обоснований установление канонического общения с Синодом РПЦЗ, и в частности принятие его (Синода РПЦЗ) как судьи наших церковных вопросов, а также и после одобрения в Греции данного Решения Синода РПЦЗ, и во исполнение этого Решения последовавшая «хиротесия» всех остальных членов Синода, – все это и являлось, и считается ОШИБОЧНЫМ и как таковое осуждается и отвергается.

Священный Синод с этой верой и Исповеданием, которые имел с самого начала в том, что касается епископских хиротоний, совершенных в 1948 году, и переданного через них Апостольского Преемства, рукополагал до сего дня епископов. И опять исповедует это всякий раз, когда считает необходимым приступить к выборам и рукоположению новых епископов для еще большего усиления и продвижения дела Греческой Церкви, Которая, по Благодати Божией, сохраняет неповрежденным священное Предание, и в особенности неизменными Апостольскую Веру и непрерывное Апостольское Преемство, эти два характерных признака Церкви Христовой, а также необходимых условия для спасения верных во Христе и Церкви.

Что же до причин Решения Архиереев обратиться по вопросу единоличных хиротоний приснопамятного Иерарха и Исповедника Православия Матфея к Синоду русских епископов, следовало бы пояснить, что никогда не существовало у них (у греческих епископов) ни противоречия, ни споров об истинности и полноте хиротоний, но всегда было их теоретическое признание, но это являлось следствием правильного экклисиологического сознания, церковной ответственности их перед имеющим полномочия суда церковным органом, который и установил, были или не были оправданны хиротонии 1948 года, и насколько. И опять же это не потому, что по этому поводу существовало между ними какое-либо несогласие, но (и в первую очередь) из-за выражения заинтересованности Церкви в тех, кто находится вне Ее , но следует отеческому календарю, и ссылается на единоличные хиротонии как на предлог и оправдание сохранения раскола и своего отделения, и только в рамках стремления Церкви к уврачеванию этих расколов. Это же не только неоднократно подчеркивалось время от времени, но и официально Соборно разъяснялось четко и недвусмысленно, в частности, в пастырском послании Священного Синода от 1 марта 1957 года, которое примечательно тем, что оно было подписано среди прочих архиереев-членов Cв. Синода и теми четырьмя епископами, рукоположенными в 1948 году приснопамятным Архиепископом Матфеем. В нем соответственно говорится:

«Группа инакомыслящих, обманутая и вводящая в заблуждение, производит раскол через проповедь непризнания архиереев, поскольку имела место якобы антиканоничная хиротония из-за того, что произведена она была одним епископом.

Дорогие, возлюбленные чада о Господе.

Это непризнание есть ложь, есть оправдание раскола. Научно и исторически засвидетельствовано, что догматически такая хиротония действенна. Архиереи с догматической точки зрения каноничны. Они – архиереи, имеющие всю архиерейскую власть. Эта тема закрыта. Но ради благоустроения в Церкви, с административной точки зрения, в этом случае эта тема может быть рассмотрена полномочным Синодом (Собором), чтобы исследовать, была ли оправданна такая хиротония, и в случае отрицательного решения применить соответствующие санкции. Следовательно, можно утверждать, что существует состав дела для рассмотрения судом, что, однако, не лишает, не препятствует и не отменяет полное осуществление архиерейской власти. Все наши архиерейские действия и дела абсолютно каноничны и догматичны до созыва Православного Собора, и в этом случае еще и с административной точки зрения нам бы хотелось, чтобы на нем было рассмотрено наше дело. Посему неоправданны предлоги и приводимые основания для производимых раскольничьих действий.

Хотя приводимый канонический, а не догматический, упрек в общем не приемлем, мы ради Единства Церкви, ради борьбы, ради любви, ради мира принимаем наличие необходимости рассмотрения этого дела в суде, и в будущем готовы предстать перед созванным Каноничным Православным Собором, чтобы дать объяснения и рассмотреть административные причины совершения хиротонии одним епископом, что имело место при острой необходимости ради верных…

С горячей молитвой ко Господу.

Священный Синод
+ Фессалоникийский Дмитрий, Председатель
+ Тримифунтский Спиридон
+ Патрский Андрей
+ Коринфский Каллист
+ Триккский и Стагонский Виссарион
+ Фивский и Левадийский Иоанн
+ Аттический и Мегаридский Мелетий
+ Вресфенский Матфей
+ Пирейский Анфим».

Что касается существовавшей изначально, по крайней мере, в Греции, проблематичности – принимать или нет совершенную хиротесию, то следовало бы рассказать как о сопротивлении некоторых архиереев принимать ее, так и о полном отказе как их самих, так и их остальных клириков совершать ее, несмотря на то, что это было прописано в Синодальном Решении РПЦЗ.

Что же касается ясного отвержения этой хиротесии Церковью как представления о восполнении или восстановлении архиерейства рукоположенных Матфеем Вресфенским иерархов, подтверждением этого служит показательное каноническое противостояние Церкви и защитника хиротесии Каллиста Коринфского, который в конце концов в 1977 году был извержен из сана Священным Синодом, когда он присоединился к группе Акакия.

Что характерно, необходимо отметить, что все епископы Истинно Православной Церкви и наследники епископов, рукоположенных незабвенным Иерархом Матфеем, несмотря на все возможные обвинения их как безусловно полномочных и ответственных за ведение церковных дел, с позиции человеческих немощей, упущений, ошибок, никогда не принимали совершенную хиротесию как восполнение или придание действенности или восстановление их архиерейства, но как средство устранения «состояния подсудности» по причине нарушенного каноничного порядка при одноручной хиротонии епископа. И это они сделали из страха Божия и из уважения к каноничному порядку, не ведая или же не имея четкого представления, и при позиции расширительного понимания того, что только при таком понимании хиротесия и была позволительна и приемлема. К сожалению, в отношении этого, вместо того, чтобы архиереям того времени получить помощь и совет от тогдашних богословов, как более сведущих, они приняли от них ошибочные консультации. Таким образом, из-за неспособности последних отстоять строгие правильные церковные позиции, архиереи были убеждены из-за смущения, незнания или по какой другой причине ложными доводами, опирающимися на нетвердое основание. Таким образом, посредством одобрения и принятия этих доводов был отодвинут церковный и канонический подход к этому вопросу, замененный мнениями и разъяснениями или решениями сомнительными в отношении твердости и каноничности их обоснования и критериев.

Что касается вмешательства или участия в рассмотрении вопроса этой хиротесии тех, кто запоздало представил себя как обвинителей Священного Синода, то есть бывшего Митрополита Месогейского и Лавреотикийского г. Кирика и его последователей, которые избрали эту тему для того, чтобы запутать своих приверженцев в отношении их состояния кораблекрушения в вере, произошедшего из-за их отстаивания вместе с хулой на Церковь экклисиологического и триадологического Новшества о «единстве трех Божественных Лиц как первой безначальной Церкви», то в отношении них следует сообщить (согласно отеческому слову Василия Великого: «несведущих учим, злодеев же не разрешаем»), что за все эти прошедшие почти тридцать лет их позиция и их вклад в отношении этого вопроса, в конце концов, оказались отрицательным. Им ведь не удалось посредством задним числом проявляемой якобы исповеднической ревности и несправедливого осуждения и критики всех, как предателей и отступников от православного Исповедания, скрыть их собственную большую ответственность как за совершенно очевидное отсутствие богословских и святоотеческих критериев в их воззрениях и действиях, так и за неумеренное словоблудие в отношении их позиции, советов и предложений касательно этого вопроса.

Великолепным показательным и изобличающим фактом в их отношении является то, что они в 1977 году, посредством своего «Обращения-Обвинения» от 09.10.1977, адресованного Священному Синоду ИПХ, среди прочего признают, что имела место хиротесия, которую они, конечно же, оценивают как «антиканоничную и богохульную». Бывший же Месогейский как мирянин-богослов уже с 1972 года отстаивал в соответствующем своем «Отзыве», что совершенная хиротесия представляет собой выражение сомнения в действенности хиротоний 1948 года, и должно было бы от нее отречься, поскольку ее принятие признается ошибкой. Они пришли к тому, что стали опровергать самих себя, с одной стороны, отрицая историческую истину и действительность, настаивая на том, что якобы она даже и не имела место как факт, или что якобы только в последнее время они получили всю достоверную информацию о произошедших событиях, по сути, «прикидываясь обманутым простачком»; с другой стороны, они утверждают, что кто-то хотел придать смысл и истолковать «совершенные ошибки» по вопросу «хиротесии» 1971 года так, чтобы подвергнуть сомнению действенность и объявить не бывшими епископские хиротонии 1948 года! («Исповедание Православной Веры» Священной Митрополии Месогейской и Лавреотикийской 06-06-2006.)

Мы молимся, чтобы Благодать Божия помогла им взять на себя свою ответственность, осознавая величину и тяжесть своих действий против Истины и Церкви, чтобы покаяться, имея в помощь себе к сему и наставления одного из великих Отцов Церкви, решительно констатирующего следующее: «Ибо мы уже видели все дела, как если бы они были представлены нам и явлены нашему разуму в том самом виде, как они были сказаны и как они были сделаны». (Василий Великий. Слово о покаянии.)

Мы же как и должны, как говорит псалмопевец: «Не уклони сердец наших в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех…» (Пс. 140), отвергнуть совершённую хиротесию, в какой бы форме она не имела место. Поскольку согласно Священному Писанию: «Есть бо стыд, наводяй грех, и есть стыд – слава и благодать. Не приими лица на душу твою, и не срамляйся о падении твоем. Не возбрани словесе во время спасения: в словеси бо познана будет премудрость и наказание в глаголех языка. … Даже до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе». (Сирах. 4:25-28, 32.)

К этому следует сообщить о согласии с церковным и каноническим подходом к этому вопросу и приснопоминаемого Архиепископа Афинского и нашего духовного отца господина Андрея (+), который в своем тексте, зачитанном на Заседании Священного Архиерейского Собора 05.02.2003, с одной стороны, сказал об ошибках, происходящих от человеческой немощи, применительно к этому вопросу; с другой стороны, подчеркнул, что в сознании Архиереев никогда не оспаривалась и не ставилась под сомнение полнота и совершенство совершенных незабвенным Иерархом Матфеем епископских хиротоний 1948 года. Мы признаем и свидетельствуем, что блаженный Первоиерарх имел горячее желание, чтобы со стороны Священного Синода было сделано все необходимое для правильного разрешения этого вопроса. И этот момент теперь настал.

Таким образом, Священный Синод Истинно Православной Церкви Греции единогласным Решением всех участвующих в нем Преосвященных Архиереев, будучи заинтересованным в истине, и исключительно ради нее, ввиду того, что согласно Священному Писанию (1 Тим. 3:15) Церковь представляет собой «столп и утверждение истины», и согласно Святым Отцам «Те, кто принадлежит Церкви Христовой, те держатся истины, а те которые не держатся истины, не суть и Церкви Христовой» (Святой Григорий Палама), имея ответственность перед Богом и людьми, Благодатию и с помощью Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, вечного Главы Церкви, имея заботу об окормлении Церковной Полноты на пажитях спасения, как должно, признает и исповедует все то, что касается этого вопроса,– все это было сделано по причине неведения, небрежности, неверных оценок и человеческих ошибок Ее представителей и служителей, по причине которых призывается ныне милость человеколюбивого Бога по словам Премудрого Сираха (2:18): «Да впадем в руце Господни, а не в руце человечески, яко бо величество Его, тако и милость Его», и отвергает, как уже сказано, произведенную хиротесию, как ту, что была в США, так и ту, что в Греции, как деяние противоречащее каноничному порядку и православному Преданию, касающемуся истинности и полноты епископских хиротоний, совершенных каноничным и во всех отношениях православным епископом, пусть даже и одним, и это действие было безусловно продиктовано действительной крайней необходимостью передачи архиерейства и продолжением дела Святой Христовой Церкви, борющейся с треволнениями ересей и расколов, и в особенности с всеересью Экуменизма.

Итак, имея это, мы призываем на помощь Господа и Бога нашего, исполнены страха Божия, и о грядщем суде постоянно помышляя, препоясавши чресла нашего ума истиной и храня трезвость во всем по-апостольски, судим взвешено. Для того, чтобы всякое новоглаголание, убавление или прибавление, как плевелы, посеянные среди чистого хлеба, безо всякого промедления нам извергнуть как противоборство истине и Церкви. Переданное же Церкви не есть «да» и «нет», но «да» есть в истине, и пребывает неповрежденным и твердым на вечные времена.

Итак, вместе с достоверно излагающим православное Учение Святых Отцов и более близким к нам по времени величайшим Богословом и Богоносным Отцом Церкви знаменитым святым Григорием Архиепископом Фессалоникийским Паламой мы исповедуем:

«Един Бог прежде всего и у всех, и во всех, и превыше всего, во Отце, Сыне и Духе, которому поклоняемся и веруем. Единица в Троице, и Троица во Единице соединена неслиянно, и нераздельно разделена. Она есть Троица и Единица всемогущая. Отец безначальный, не только как безлетный, но и во всех отношениях безпричинный. Единственная причина, и корень, и источник созерцаемой Божественности в Сыне и Святом Духе. Единственная причина производящая все создания. Не только Творец мира, но и Отец Единственного Сына, и единый изводящий Святого Духа. Всегда сый, Всегда Отец, и всегда единственный Отец и Изводящий Духа, Больший Сына и Духа, он единая причина, во всем же остальном Он им равночестен.

Его Сын Един, безначален же в значении безлетен, но не безначален, как имеющий начало и корень и источник во Отце, от Которого прежде всех веков бестелесно, неизменно, бесстрастно, рождено произошел, но не разделился, Бог сый от Бога. Не другой как Бог, но другой как Сын, вечно Сый, и вечно сый Сын и Сын единственный, и вечно у Бога Сый неслиянно. Не причина или начало созерцаемой в Троице Божественности, ибо причина и начало бытия Ее – от Отца, но причина и начало всего созданного, ибо через Него все созданное. Он, Кто во образе Божием сый, не почитал хищением быть равным Богу, но в конце веков сам себя истощил, приняв образ подобный нашему, и от Приснодевы Марии по благоволению Отчему и при содействии Святого Духа был зачат по закону природы и рожден, Бог же и Человек, и как воистину вочеловечившийся стал во всем нам подобен, кроме греха, пребывая тем, Кем Он и был, Истинным Богом, объединяя неслитно и неизменно две природы и две воли и действия, и оставаясь одним Сыном в одной ипостаси и после воплощения, совершая все божественное как Бог, а все человеческое как человек, и был подвержен безгрешным человеческим страстям. Будучи бесстрастным и бессмертным, и пребывая как Бог, добровольно плотию страдая как человек, и быв распят и умерев и быв погребен, и в третий день воскрес, Он и ученикам по воскресении явился и, обещав силу свыше, и посылая научить все народы и крестить во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и соблюдать и учить всему тому, что было заповедано, Он вознесся на небо, и воссел одесную Отца, делая равночестным и сопрестольным, как равнобожественным, и наше тело, и с этой самой плотию он придет во славе, чтобы судить живых и мертвых и воздать каждому по его делам.

Тогда же, ко Отцу восшед, Он ниспослал на своих святых учеников и апостолов Духа Святого, который от Отца изводится. Он собезначален Отцу и Сыну, как и безлетен. Не безначален, ибо Корнем и Источником и Причиной имеет Отца, не как рождаемый, но как исходящий: Ибо от Отца и Он прежде всех век неизменно и бесстрастно, нерожденно, но исхождением произошел, будучи неотделен от Отца и Сына, как от Отца происходящий, и в Сыне почивающий, неслитное имея единство и нераздельное различение. Он есть Бог, но и от Бога. Не другой как Бог, но другой как Утешитель, Дух Самоипостасный, от Отца Исходящий и через Сына Посылаемый, Он же явственная причина всего сущего, как в нем совершенного. И Он равночестен Отцу и Сыну, кроме нерожденности и рожденности. Он послан через Сына к Своим ученикам, то есть был явлен: ибо как возможно было ему иным образом быть ниспослану от него, не отделившись от него? И как иным образом пришел бы ко мне Вездесущий? Поэтому не только от Сына, но и от Отца и через Сына посылается, и от Себя приходит явленным. Ибо послание, точнее явление Святого Духа – общее дело.

Является же Он не по сущности, ибо никто никогда не видел и не раскрывал природы Бога, но по Благодати и силе, и действии, которые есть общие Отца и Сына и Святого Духа. Ибо свойственна каждому из них его собственная ипостась, и все что ей прилежит. Общая же не только пресущная Сущность, неименуемая, неявляемая и непричастная, будучи превыше всякого наименования и проявления и причастия, но и благодать, и сила, и действие, и сияние, и царство, и нетленность, и просто все, в чем Бог причащается и в чем по Благодати объединяется со святыми ангелами и людьми, не упраздняя простоты ни посредством различения и различия ипостасей, и ни посредством разности и разнородности сил и действий. Таким образом, у нас есть Один Всемогущий Бог в одной Божественности. Ибо ни сложения из совершенных ипостасей никогда не могло бы произойти, ни могущественное, от того, что оно имеет силу или силы, из-за этого не может искренно когда-либо быть названным сложным.

Вдобавок к этому, мы почитаем соответственно святую икону Описанного, как ради нас Воплотившегося Сына Божия, соответственно к Первообразу относя поклонение: и Честное Древо Креста, и все символы Его Страданий, как сущие памятники Божественной победы над общим врагом нашего рода. Почитаем же и спасительный образ Честнаго Креста, и божественные храмы и места, и священные сосуды и слова, данные от Бога, в них обитающего. Также мы почитаем и иконы всех святых ради любви к ним и Богу, Которого те возлюбили и, Которому послужили, почитанием икон вознося наш ум к изображенным на них. Почитаем и раки с мощами святых, ибо их освящающая благодать не оставила священных мощей, как и Божественность не отделилась от Тела Господа во время трехдневной смерти.

Мы знаем, что ничто не плохо по сущности, и нет другого начала у зла, кроме развращения разумных, употребивших во зло данное от Бога самовластие. Мы чтим всякое церковное предание, письменное и незаписанное, и прежде всего таинственное и всесвятое Служение и причастие, и собрание, от которого и другим таинствам совершение, во время которого в воспоминание Истощившего себя неистощенно, и плоть приемшего, и страдавшего за нас, по божественному Его повелению и самоличным действием, с Божественными предметами производится священнодействие и Богодействие, хлеб и чаша делаются теми самыми живоначальными Телом и Кровью, даруя непорочно приступающим неизъяснимое причастие и общение. Всех же не исповедующих и не верующих, что Дух Святой предсказывал через пророков, предвозвещая, что Господь явится нам во плоти, что апостолы проповедовали, будучи посланными от Него, что Отцы наши и наследники их научили нас, но усваивающих или начинающих ереси, или тех, кто позднее последовали за начавшими зло, изгоняем и анафеме подвергаем.

Мы же принимаем и приветствуем Святые и Вселенские Соборы, в Никее 318 Богоносных Отец собравшихся против богоборного Ария, и после этого прошедший Константинопольский Собор 150 Святых Отец против Македония Константинопольского, и после сего Собор в Ефесе 200 Отец против Нестория Патриарха Константинопольского, и Четвертый в Халкедоне, 630 Святых Отец против Евтихия и Диоскора, и после него в Константинополе 165 Святых Отец против Феодора и Диодора и Оригена и Дидима и некоего Евагрия, и после этого в том же городе 170 Отец против Сергия, Пирра и Павла Константинопольского, и опять же в Никее 367 Отец против иконоборцев.

Ко всему этому мы чаем воскресения мертвых, и жизни будущего нескончаемого века. Аминь».

Помимо этого мы также принимаем и приветствуем и все по Божией Благодати в разное время и в разных местах к утверждению благочестия и евангельского царства собиравшиеся Святые Соборы, среди которых и созванные против нововведений Новой Пасхалии и Календаря в 1583, 1587, 1593 и 1848 годах, и вообще против Новшеств, посредством которых Вера и Порядок Церковный ниспровергаются и переданное нам от Святых Отцов отвергается, но за это творящие таковое Церковью Божией осуждаются согласно сказанному. Предвозвестивший будущее через своих пророков Бог говорит через пророка Иеремию о новшествах, внедряемых в Церковь Христову (Иер. 2:13): «Два бо зла сотвориша людие мои: мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати». Воистину слово еретиков – это худой колодец, из которого черпали те, кто вводил осужденные христианством ереси (ведь что ни ересь – то нововведение), и поили мутным низвержением наивных людей, к которым, увы, и обращено это пророческое слово.

Ибо если кто-либо суть бунтари против Ига Христова, не подчиняющиеся определенному заповедями, идя против рожна, и сами причиняя страдания своим душам, восставая на Христа, и воспроизводя ложь, на Церковь Христову воздвигаемую, таковые оказываются одержимо воюющими против благочестия. Наши Святые Отцы воспринимали их как общников и соратников и соотечественников по нечестию древних еретиков, и мы точно также воспринимаем их.

 

Мы же, шествуя прямым и неложным и надежным путем спасения, который был обозначен для нас бывшими прежде нас Святыми Отцами посредством их решений, путем полного отмежевания от новостильного Новшества, которое, будучи навязанным, вызвало образование новостильного раскола, – путем, которым и незабвенный наш Отец Епископ Матфей шел и которого держался, – и мы остаемся ему верны, и шествуем им и исповедуем, следуя его стопам, удостоверяя этим, что он через совершенные им в 1948 году епископские хиротонии передал нам Церковное Апостольское Преемство, которое и сохраняем вместе с Апостольской Верой, и с этим мы совершали путь нашего спасения до сего дня и, по благодати Божией, сохраним это в дальнейшем.



В отношении же совершенной в 1971 году хиротесии, рассматривая ее частично или в целом, как решение, или деяние, или процедуру, или действие, или намерение, или стремление кого-либо, когда-либо, и при любой форме и при любом понимании того, как она происходила, и как бы кто не понимал по-своему события, с нею связанные, в их части или совокупности, - все это как причину споров и сомнений, которые ведут к смущению и заблуждению, мы далече отгоняем, дабы утвердить стаду церковному совершенную силу Церкви. Единодушно в согласии сердцем, устами и деянием, мы настаиваем на верном и безошибочном исповедании бывших прежде нас Святых Отцов и последовавшего им в последние времена блаженной памяти отца нашего и исповедника Иерарха Матфея. Мы, как пастыри, ведущие паству, в отношении этой хиротесии, при любом ее понимании, согласно всему вышеперечисленному, определяем, что она рассматривается и считается с церковной точки зрения ошибочной и как таковая отвергается, публично объявляется считающейся ложной, необоснованой и яко никогда не бывшей.



Вдобавок к этому, будучи Телом Главы нашего Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа, и следуя указанию Святого Отца нашего Иоанна Дамаскина: «да станем на камене веры, и в предании Церковном, и не будем переносить границ, которые установили наши Святые Отцы, не позволяя желающим новшествовать и разрушать домостроительство Святой Божией Соборной и Апостольской Церкви. Ибо если было бы позволено всякому желающему, то вмиг бы Тело Церкви было разрушено», – экклисиологическое и триадологическое новшество о единстве трех Божественных Лиц «как Первой безначальной Церкви», происходящее из переполненного ересями Запада и особенно со стороны безбожного и антихристова латинства, широко распространившееся в среде Новостилия-Экуменизма и используемое для укрепления теорий всеереси Экуменизма, и как незасвидетельствованное у Отцов и не переданное в Предании Церковью, и как следствие этого являющееся Нововведением, осуждаем и отвергаем, и держащихся его (новшества) как путеводной трости в богословии и защищающих его ставим совершенно вне церковного общения до их раскаяния и исповедания истинной Православной Веры в соответствии с Богодохновенным богословием Святых и благочестивым мышлением Церкви.



Так мы мыслим, и так веруем, и так проповедуем.



Настоящая Энциклика была зачитана на очередном Заседании Священного Архиерейского Собора 28 ноября сего года при участии всех его Представителей, как и представителей Иерархии Автокефальной Православной Церкви Отеческого Предания Кипра, единогласно было вынесено суждение, и подписались все нижеозначенные.





В году 2007 по Р. Хр. в месяце ноябре 28 числа

Священный Синод
+Афинский Николай – Председатель
+Арголидский Пахомий
+Перистерийский Галактион
+Верейский и Наусский Тарасий
+Фивский и Левадийский Андрей
+Филиппский Хризостом
+ Пирейский и островов Пантелеимон
+Ларисский и Тирнавский Игнатий

От Церкви ИПХ Кипра
+Китийский Севастиан
+Амафунтский Лазарь

Старший секретарь
+Протоиерей Дмитрий Царкадзоглу

 

 http://pop-roman.livejournal.com/152056.html