Митр. Хризостом бывший Флоринский и его последователи после 26 мая 1950 года 

 

Из меморандума флоринской паратаксы, высланного государству («Врадини», 2-7-1950):

 

========

… Священное общество Т.А.П.К.Е., признанное объединение примерно 200 членов, клириков Церкви ИПХ… (протестует из-за гонений и заявляет, что)… решение от 1935 года (принятое против архиереев) не является окончательным [т. е. не подлежащим апелляции], а может подлежать обжалованию на созванном в будущем Всеправославном или Вселенском Соборе.

========  

 

Заявление Хризостома Флоринского во "Врадини" (11 декабря 1950) и в "Голосе Православия" (декабрь 1950)

========

(...) Мы, архиереи, не вступили сразу после 1924 г. в календарную борьбу, чтобы не стать виновниками раскола с одной стороны, а с другой потому, что надеялись что со временем и остальные Церкви примут новый календарь. Но когда мы увидели, что раскол старостильники сделали и без нас, и что это за отсутствием пастырского надзора и руководства могло бы уклониться в крайности в ущерб авторитету Церкви и престижу иерархии, мы вступили в борьбу, чтобы успокоить нашу православную совесть и совесть сторонников старого календаря и чтобы предупредить новые нестроения. (...) Злонамеренно утверждается в заявлении Синодальной Комиссии, что мы, бывшие сначала консервативными и умеренными, затем превзошли в фанатизме группу Матфея, объявив государственную иерархию раскольнической, а еë таинства лишëнными Благодати, исключительно с целью получения значительного имущества (монастыря в Кератее).В действительности же мы, вопреки суровому преследованию, воздвигнутому на нас новшествующей иерархией, избегали прежде всего из уважения к представлению [έννοια] о Церкви объявить еë раскольнической путëм церковной энциклики, пока она сама не провозгласила нас раскольниками через суд, осудив наших епископов Мегаридского и Диавлийского, чтобы оправдать существующее решение против них. Но когда мы увидели, что Правящий Синод решил помимо всяких канонов и древней практики Церкви считать не имеющим силы таинства, совершаемые нами, истинными христианами, и повторять их, унижая авторитет таинств, тогда и мы, защищаясь, выпустили энциклику ради успокоения взволнованной совести нашей паствы, а не чтобы присвоить имущество монастыря Кератеи. В заключении этого ответа да позволит мне Правящий Синод и уважаемое Правительство, составляющие две власти, благоверно направить свою смиренную просьбу (...) не волновать совести верующих (...) до времени созыва Всеправославного или великого Поместного Собора, единственно компетентного законно и окончательно разрешить этот серьëзный вопрос, который стоит уже 25 лет.

… И в то время как Иерархия, ради авторитета и престижа Церкви, должна была передать одному митрополиту, чтобы тот притворился старостильником и возглавил старостильников, чтобы удержать борьбу в канонических рамках, как только в священную борьбу вышли идеологи, чтобы направить её и удержать в рамках священных канонов…

 

Из заявления Министра внутренних дел г. Бакопулоса, относительно переговоров бывшего Флоринского с новостильным архиепископом Спиридоном Влахосом, “Ефникос кирикас” (“Национальный вестник”), 9-3-1951:

========… Переговоры, которые ведутся с Архиепископом г. Спиридоном, идут успешно и дошли до точки, что бывший Флоринский полностью признал свое заблуждение… Официальная Церковь превзошла все пределы уступок. Она бы и старостильных епископов со временем реабилитировала, и их священников рукополагала… и ими совершенные таинства признавала бы как действительные, и храмы бы предоставлялись для тех, кто хотел бы праздновать согласно старому календарю. Со всем этим согласились как бывший Флоринский, так и другие старостильные епископы (Кикладский Герман, Мегаридский Христофор и Диавлийский Поликарп), и, согласно нашей информации, их представители, видные юристы, должны были сформулировать соотствественный акт… К сожалению, в последний момент вмешались безответственные деятели из мирского сословия… и воздействовали на слабый характер бывшего Флоринского, который опроверг сказанное раньше…

======== 

 

Из ответа Хризостома Флоринского на это заявление, там же:

========

Старостильничество в сути есть один протест, непоколебимо закрепленный… Единственная власть, которая могла бы рассмотреть тот протест и принести окончательно решение ЗА или ПРОТИВ календарного новшества, есть Всеправославный Собор……Наше движение не упорствует… Мы расходимся в мнениях с руководством Автокефальной Церкви Греции…

… Вторая причина неудачи есть странная и неосмотрительная поспешность компетентных лиц, чтобы вынудить какое-либо решение. Так они предлагали, чтобы через три или шесть дней старостильники согласились поминать в церквах новостильного митрополита. Мы, для краткости, опускаем все другие причины, которые принятие этого предложения сделали неприемлемым, и спрашиваем греческий народ: как было возможно переменить психологические предпосылки столь быстро, чтобы старостильник, который до того дня считал митрополита, от которого много терпел, своим действительным врагом и гонителем, согласился считать его своим председателем и другом? Мы, по крайней мере, не нашли такую волшебную палочку. Зря мы искали установленный срок… [дополнительное время].

  

 

Из Деяний собора новостильной церкви, третье заседание 22-ого собора иерархии, 14-2-1952 (Ф. Странгас, том 4, стр. 2665):

========

… [титул] ИЕРОФЕЙ: ‘Считаю главным деятелем старостильного движения когда-то бывшего Флоринского Хризостома и сообщаю, что в его послании к Высокопреосвященному Митрополиту Митилинскому упомянутый призывающий сокрушенно просит СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ Церкви. Добавляю же, что это послание надо бы опубликовать, чтобы привести в замешательство старостильников, которые в основном опираются на него’.Митилинский ИАКОВ: ‘Это послание находится в руках Блаженнейшего Председателя и в нем когда-то бывший Флоринский благодарит его и отцев св. монастыря Ипсилу за любезность, которую они ему оказали’.

========  

 

Деяние заседания старостильных архиереев

 Мы, нижеподписавшиеся старостильные архиереи, митрополит бывший Флоринский Хризостом, епископ Христианупольский Христофор и епископ Диавлийский Поликарп, собравшись на совещание в доме Высокопреосвященного митрополита бывшего Флоринского г. Хризостома в Афинах на улице Криси 24, 24-ого ноября 1952, и рассмотрев общую ситуацию старостильного вопроса и обменявшись мнениями и мыслями, единогласно и в полном и беспристрастном сознании, пришли к следующему решению.Во-первых, мы глубоко сознаём, что причина церковного разделения не мы, а те, кто ввел в православное Богослужение односторонне и без мнения остальных Православных Церквей, которые собираются на Соборе и в Святом Духе решают, согласно установлениям Православной Восточной Церкви, Всеправославными Соборами (1583 и 1593 г.), при Иеремии Втором, осуждëнный календарь, с одной стороны, а с другой стороны в начале малочисленная, а потом многолюдная часть [группировка] православных греков, которые по причинам религиозной совести отказались принять новый церковный календарь и составили отдельное религиозное общество, независимое от Иерархии Церкви Греции; Во-вторых, поскольку мы глубоко сознаём, что мы вступили в старостильнюю борьбу через одиннадцать лет после церковного разделения из уважения к древнему и почтенному календарному преданию с одной стороны, а с другой, чтобы на пользу Церкви положить конец отклонениям, допущенным старостильным Религиозным обществом, ввиду отсуствия религиозных руководителей с богословским и каноническим образованием, в ущерб авторитету [киросу] Церкви; В-третьих, поскольку мы сознаём, что мы поставлены во главу календарьной борьбы не с целью расширить пропасть церковного разделения, но чтобы ликвидировать еë, держа, с одной стороны, старостильников в рамках каноничности и церковного приличия и законности, а с другой стороны подавая повод Иерархии Церкви Греции пересмотреть календарное новшество;В-четвёртых, поскольку Иерархия Церкви Греции, вместо того, чтобы средствами просвещающими и мирными убедить от Церкви отколовшихся старостильников и привлечь их в своë лоно, наоборот, объявила дикое и жестокое гонение против них, скомпрометировав таким образом в глазах православного и иностранного мира авторитет Православной Церкви и свободолюбивый дух греческой культуры, к величайшему церковному и национальному вреду;В-пятых, поскольку Иерархия Церкви, вместо того, чтобы воспользоваться вступлением нас, архиереев, в календарную борьбу и добиваться через нас всеми желанного устранения этого церковного разделения, но всегда в рамках Священных Канонов и Предания, к чему мы неоднократно через меморандумы стремились, она не только не удостоила нас ответа, но даже применила антихристианские и антиконституционные меры сурового гонения и против нас, употребив в качестве повода беспорядки кератейского монастыря, с которыми мы с 1936 г. никакого отношения и церковного общения не имеем, что Ей было известно;В-шестых, поскольку все Правительства с тех пор, вместо того, чтобы в интересах Церкви и Государства порекомендовать, и, в случае отказа, предписать Иерархии успокоение Церкви, как они имели и имеют право, которое им предоставляет Закон, согласно которому установление синодальных властей и контроль их дел находится в ведении Министерства религии, они, наоборот, сами и без всякого правительственного контроля усвоили антиканонические и антиконституционные решения Церкви и насильственно их осуществили;В-седьмых, поскольку эти антихристианские и антиконституционные гонения против старостильников следуют до сих пор, на поношение и позор Церкви и Государства, и мы не хотим, как иерархи и чистые православные греки, разделять с ними ответственность пред Богом и историей, давая и сами, как с удовольствием утверждают те ответственные Власти, повод для этого ужасного гонения, мы приняли следующее решение, оставляя всю ответственность для того, что произойдëт, Церкви и Государству,По всем вышеуказанными причинам мы заявляем, что отныне отказываемся от активного служения и пастырского попечения своей паствы, но не от архиерейства и веры в Предание отеческого календаря, которое мы будем держать непреклонно для себя, как частные лица, до определëнного и окончательного решения календарного вопроса на Всеправославном Соборе.Наконец, мы советуем и приказываем всем благочинным нашего бывшего стада отныне перестать поминать в Церкви в религиозных обрядах, согласно Священным Правилам, имена нас, отказавшихся от нашего пастырского управления и власти над последователями отеческого календаря.Мы завершаем это Деяние нашей отставки единой тëплой и сердечной молитвой, чтобы Господь Бог, наблюдая и защищая свыше Православную Церковь, просветил Власти и вождей Церкви и Государства, ради соединения всех православных христиан в рамках церковного предания и православных установлений, дабы все Православные Церкви и православные христиане единой душой и сердцем одновременно и единообразно славили Всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Архиереи

+ Бывший Флоринский Хризостом

+ Христианупольский Христофор

+ Диавлийский Поликарп 

Афины, 3 ноября 1952 г.

 

  ======= 

 

Из “Голоса Православия”, ном. 148, 9-2-1953:

========

Синодальное заявление не пощадило ни лиц архиереев здоровой и правомыслащей старостильной паратаксы, т.е. бывшего Флоринского Хризостома, Мегаридского Христофора и Диавлийского Поликарпа, как, якобы, имеющих те же мотивы, которыми руководились эксплуататоры из кератейского монастыря [матфеевцы - Д. К.]. И чтобы подтвердить это, оно приводит одну нашу энциклику, с ном. 13 и числом 26 мая, в которой мы назвали Господствующую Иерархию раскольнической и еë таинства лишенным освящяющей благодати.Но, если мы назвали этой энцикликой Господствующую Иерархию раскольнической и еë церковные действия лишенным освящающей благодати, мы это сделали, защищаясь от неë, которая нас первая обозвала раскольниками…

 

======== 

 

Из “Голоса Православия”, ном. 150, 9-3-1953:

========

Жалко и очень разочаровывает то, что господствующая иерархия не хочет понять то, что старостильный вопрос не вопрос архиереев, а вопрос сотен тысяч православных греческих людей, которые намереваются, что бы ни случилось, остаться верными преданиям Церкви, которая естественно соединит разделенные части всей Православной Церкви только и единственно тогда, когда устранится причина разделения, которая есть григорианский календарь, и когда вернëтся иулианский календарь.Это, разумеется, можно осуществить на одном Всеправославном Соборе. И поскольку нынешнее время ненормальной политической ситуации неудобно для его созвания, необходимо для его подготовки теперь отдать старостильникам свободу в религиозных обрядах, впрочем и в соответствии с Конституцией, согласно указанию их религиозной совести, до окончательного решения этого спорного вопроса одним Всеправославным Собором, который единственый компетентен дать ему каноническое и законное решение.

======== 

 

Из “Голоса Православия”, ном. 154, 4-5-1953, ответ на статью в журнале Константинопольской Патриархии “Апостол Андрей”:

========

Недавно мы ознакомились со статьей под заглавием ‘Oдна радость и одна молитва Церкви’… Во второй части автор описывает новую фазу, в которую вошëл, в Церкви Греции уже 30 лет актуальный, старостильный вопрос, после падения двух руководящих деятелей, бывшего епископа Христианупольского г. Христофора Хатзиса и бывшего епископа Диавлийского г. Поликарпа Лиосиса… Одновременно, автор призывает и пишущего это, святого бывшего Флоринского Хризостома Кавуридиса, Председателя Церкви старостильников, прийти в лоно господствующей Церкви…Относительно призыва, который автор направляет и к моему смирению… я имею ответить ему следующее… (здесь он ссылается на причины совести)… мое прибытие тоже в лоно господствующей Церкви… для меня невозможно по причинам, которые я раньше изложил. Но к причинам религиозной совести, препятствующим мне присоединиться к новому календарю, прибавляется и моя уверенность, что мое отречение и присоединение к григорианскому календарю не только не будет на пользу господствующей Церкви, а будет ей в ущерб.Причина тому то, что в таком случае старостильный мир, находящийся в моем попечении и удерживающийся в рамках Канонов и церковного приличия и законности, всë же останется верен традиционному календарному строю, так как остался и после того как из календарной борьбы дезертировали архиереи, святые Закинфоский, Христианупольский и Диавлийский. Кроме того, существует и страх, чтобы тот здравомыслящий старостильный мир, оставаясь без пастырского попечения, не искал его у епископов кератейского монастыря [у матфеевцев - Д. К.]…Вот вкратце причины, по которыми я не могу удовлетворить направленный мне призыв… Я советую (автору) в добрых интересах Церкви подсказать Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и Правительствующему Синоду вокруг него прекратить меры гонения старостильников, которые покрывают пятнами лучезарное зеркало Православия…При чем это было бы временно, до созвания одного Всеправославного Собора, который единственный компетентен законно и окончательно решить спорный и дискуссионный вопрос церковного календаря…

 ========  

 

Из ответа на статью в журнале “Апостол Андрей” Константинопольской Патриархии:

========(Я не возвращаюсь к новому календарю), поскольку в таком случае старостильный мир, находящийся в моем попечении и удерживающийся в рамках Канонов и церковного приличия и законности, всë же останется верен традиционному календарному строю, так как остался и после того как из календарной борьбы дезертировали архиереи, святые Закинфоский, Христианупольский и Диавлийский. Кроме того, существует и страх, чтобы тот здравомыслящий старостильный мир, оставаясь без пастырского попечения, не искал его у епископов кератейского монастыря” (Голос Православия, ном. 154/4-5-1953).

======== Последователи митр. Хризостома в 1959 искали профессиональную консультацию у некоего канониста Панайотакоса, который написал:

Из “Голоса Православия”, ном. 307/2-3-1959:

 

========

Невыгодно вашему движению принять административную зависимость от государственной Церкви, принимая поминание правящего митрополита. Через поминание государственная Церковь вас абсорбирует. Возможны два решения: либо чтобы осуществилась хиротония епископов из клириков вашего движения, либо чтобы вы присоединились к некоторой единомыслящей Церкви.

 ========

 

 

Далее, в “Голосе Православия”:

========

Итак, на основании консультации мудрого законоведа г. П. Панайотакоса, принято решение большинством голосов, чтобы была послана комиссия из двух членов в Иерусалим, чтобы ”прозондировать” деятелей братства Святого Гроба.

========