JA Purity III - шаблон joomla Авто

26 октября 1972, память св. Димитрия Мироточивого
Архиепископу Авксентию
Любимый брат и во Христе сослужитель, Христос посреде нас.

Поскольку в последнее время снова поднимаются дискуссии о хиротонии покойного епископа Акакия Папаса и поскольку в них упоминается мое имя, желаю сказать следующее:

Епископ Акакий рукоположен во епископа моим смирением и румынским епископом Феофилом. Я не один хиротонисал епископа Акакия. Хиротония совершённа в Детройте, Мичиган, в Соборном храме епископа Феофила. Ещё есть живые свидетели, которые присутствовали на хиротонии, т.е. тогдашние архимандриты, теперешние епископы Акакий и Пётр. Таким образом, хиротонитирион носящий нашу подпись точен, поскольку приводит, что наше смирение и иной неименованный епископ совершили хиротонию. Другой епископ не приводится, и не подписал хиротонитирион, потому что оба, и епископ Феофил и епископ Акакий, по личным причинам не хотели обнародовать это событие.

Что касается нашего участия, я объяснил тогдашнему кандидату, архимандриту Акакию, что из-за запрещения хиротонии со стороны нашего Синода, будет участвовать епископ Феофил чтобы был и другой рукополагающий епископ. Я объяснил всем заинтересованным, что епископ Феофил следует новому календарю, хотя в его юрисдикции находятся несколько общин следующих старому календарю. Детройтский Соборный храм служит по новому календарю. Я не скрыл этого факта от епископа Акакия. Он ответил, что существует срочная необходимость в епископе в Греции и что ему надо вернуться в Грецию епископом. Таким образом, если бы согласился епископ Феофил на хиротонию, он [Акакий] пренебрёг бы тем фактом, что он служит по новому календарю.
Если епископ Феофил теперь отрицает участие в хиротонии, то он сам несет ответственность. Я не могу ставить его подпись на хиротонитирион. Епископ Акакий принял хиротонию, хорошо зная, что епископ Феофил не имел намерение подписать какое-либо удостоверение. Поэтому ответственность за нынешнее смущение лежит на покойном епископе Акакии и иже с ним.
Теперь, письменным отречением епископа Феофила, что он не участвовал в хиротонии, случай усложняется и создается канонический вопрос в отношении хиротонии. Я действительно сожалею из-за этого, но кто мог предвидеть или предположить нынешнее развитие сего случая? Дорогой брат, не может ли быть, что Бог во Своей Правде допустил это искушение потому, что ваша паратакса неоднократно и чрезмерно пользовалась фактом единоличной епископской хиротонии, как аргументом против паратаксы Архиепископа Матфея? Если бы она показала смирение и милость к единолично рукоположенным, и если бы было принято решение нашего Синода по отношению к ним, тогда может быть это искушение не постигло бы вас. Наш митрополит Филарет в начале, ещё до появления епископов Матфеевской паратаксы перед нашим Синодом в прошлом году, писал неоднократно Вашему Высокопреосвященству, говоря, что мы уверены, что столько желаемое единство осуществилось бы между вашими паратаксами, если бы вы приблизились бы упомянутым епископам в братском смирении, и если обращались бы к ним как к Епископам.
Мотивы нашего Синода, дорогой брат, по отношению к нашим греческим братьям всегда были искренние и ради укрепления Православия в эту беспокойную эпоху. Поэтому мы всегда исполнены надежды, что найдётся способ, чтобы соединились две паратаксы греческих ИПХ. Ради этой благословенной цели, не жалеем ни труда, ни времени, всегда советуя и подталкивая две паратаксы соединиться. В вашей переписке с нашим Священным Синодом замечаем, что вы неоднократно ответственность за разделение сваливаете на другую паратаксу. Однако, по отношению к этому, разрешите мне сделать несколько замечаний. Пересматривая документы в архивах Синода о вопросах в Греции, находим энциклику Вашего Высокопреосвященства, изданную в Афинах 27 августа 1971 г., ном. прот. 532, где, между прочим, приводится следующее: "Заявляем ответственно и категорически всем, что эта тема (т.е. соединение с Матфеевцами) уже давно считается закрытой... по многим и различным причинам." Вы заметьте, что эта энциклика написана в то время, когда Епископы Каллист и Епифаний из паратаксы Матфея ещё находились в США, излагая свой случай пред Синодом. Та же самая печальная формулировка, что соединение с Матфеевцами считается законченной темой, опубликована в вашем официальном журнале и после возвращения в Грецию упомянутых Епископов, и после сообщения нашего решения о них. Наш о. Василий Сакас комментировал в Женеве тему и справедливо спрашивает: "Кем и когда закрыта эта тема?" Не показывает ли это очевидное предубеждение с вашей стороны и отсутствие готовности хотя бы принять мысль о возможности разговаривать с Матфеевцами? Не ещё ли один признак нежелания соединиться с другой паратаксой ваша хиротония епископа для Салоник, где более чем двадцать лет пребывает Епископ матфеевской паратаксы, и именно теперь, во время надежды на соединение? Не усложняет ли это действие весь вопрос ещё более и не показывает ли с вашей стороны нежелание соединиться? Но ещё более нас печалит тот факт, что вы отвергаете решение и акт нашего Синода о матфеевских Епископах, утверждая в своем официальном органе, что их надо сравнить с мелетианским расколом в Александрии. Когда вам наши решения нравятся, радуетесь и принимаете их, а когда нет, тогда их отбрасываете. Но такое поведение не приличествует серьёзным и зрело мыслящим людям, а тем менее епископам.

Называете раскольниками принадлежащих матфеевской паратаксе. Но, исследуя события которые привели до разделения, замечаем, что в начале митрополит Флоринский Хризостом, и иже с ним, новшествующую новостильную церковь огласили раскольнической и, следовательно, каноны касающиеся раскольников приведены в действие. После некоего времени, он изменил своё мнение и заявил, что изменение календаря является некоторым нарушением порядка, а не поводом для раскола. После этого, Епископ Матфей и иже с ним отделились. В нужный момент, Епископ Матфей рукоположил один Епископов для епископий в Греции, считая всегда официальную церковь раскольнической. Несколько месяцев после упокоения Епископа Матфея, Епископ Хризостом выпустил другое официальное сообщение, в котором новшествующую новостильную Церковь считает раскольнической и, следовательно, её таинства недействительными. Поэтому, объективно рассмотревший то, что я привел, заключает, что матфеевская паратакса хотя бы наконец имеет право, поскольку не изменила мнение которое имела в начале. Наоборот, паратакса Епископа Хризостома является той, которая изменила первоначальное мнение и которая после тридцать лет вернулась той же самой точке зрения которую матфеевская паратакса сохранила сначала. В таком случае, разве можно Матфеевцев назвать раскольниками? Но и снова, несмотря на всё упомянутое и случившееся в прошлом, не и вы ли и они согласны по отношению к официальной церкви Греции? После того, как прошло более чем двадцать лет с того дня, когда Епископ Матфей рукоположил епископов для греческих кафедр, не и вы ли перестали, наконец, рукополагать титулярных епископов и вместо того рукополагали епископов для греческих кафедр? Что есть то, что вас сегодня разделяет?

Ваша паратакса не показала ни серьёзности, ни стабильности в сообщениях и поступках. Сверх того, как если бы не были достаточны разделения, обвинения и смущения вызванные вашими хиротониями в Греции в прошлом году, замечаем что вы перенесли то же самое положение вещей и в это полушарие, хиротонией епископа Акакия младшего в Монреале. О антиканоничности этого действия и архиепископ Монреальский Виталий и наш Синод вам писали, но, к сожалению, напрасно. Вы знаете, дорогой брат, что одно антиканоническое действие против одной из наших епископий, считается действием против всех наших епископий, потому что это является грехом против Церкви и нельзя это считать простым местным вопросом. Нынешнее положение вещей всех нас печалит.

В начале, когда я участвовал в хиротонии покойного епископа Акакия, я это делал от чистого сердца, искренне считая, что помогаю нашим греческим братьям. То же самое можно сказать и о мотивах нашего покойного Архиепископа Леонтия. Смущения, разделения, действия, обвинения которые случились с тех пор, я даже не подозревал. Теперь прихожу к уважению и пониманию того факта, что ваш Епископ Хризостом упокоился, не оставив преемника. Исход дел показывает, что он глубоко осознавал лица и обстоятельства и что не хотел нести ответственность за нынешнее печальное состояние. Я совершил ошибку, рукоположив во епископа пресвитера Акакия, поскольку не знал хорошо ни лица, ни истинное положение дел в греческой Церкви. "Сие глаголю по совету", дорогой брат, по словам Апостола Павла Коринфянам, "не по повелению" и представляю вам возможность пересмотреть определённые взгляды и исправить то, что нуждается в исправлении. Пишу вам так открыто, потому что я более всех ответствен за вашу серию хиротоний и, следовательно, советую вам не только как брат, но и как отец. Радуюсь, хотя прошло много лет и старость преклонная, что ещё нахожусь в жизни и что могу это вам написать.
Серафим, Архиепископ Чикагский и Детройтский, Во Христе брат ваш.

-------
опубликовано в книге о.Амфилохия Тамбураса «Узнайте истину», Афины 1984
перевод Елены Петрович.

Р.S. это очень важное письм для понимания сути разногласий матфеевцев и флоринцев, а также для разъяснения вопроса о каноничности/неканоничности хиротоний флоринцев.