24-26 ноября (ст.ст.) 2010 г. в Коропи (Аттика, Греция) состоялся Всеправославный Собор Истинно-Православной Церкви, на котором председательствовал митрополит Месогейский Кирик (ИПЦ Греции). Кипрскую ИПЦ представлял митр. Парфений, Кенийскую ИПЦ - митр. Матфей, Румынскую ИПЦ – митр. Геронтий. Синодом разбирались различные административные вопросы, вопрос о почитании святых, канонизированных Московской патриархией (в частности – свт. Игнатия Брянчанинова), проблема новых паспортов и глобализации. Однако главный вопрос, который внес некоторое смущение среди верующих и даже клириков ИПЦ, – вопрос о крещении.  Хотя митрополит Киевский Серафим не смог прибыть на Собор и в связи с этим еще не поставил свою подпись под неоднозначными определениями Собора, митр. Кирик и богослов Антоний Марку уже опубликовали его решения у себя на страничках в Интернете. Собор постановил следующее:

«А. Экуменизм (новостильный и старостильный) является ересью, которая, объединяя все предшествующие и осужденные Церковью ереси, ведет к всерелигии Антихриста.

Б. Церковь по акривии не признает никаких Таинств совершенных за пределами Ее Тела, полагая их недействительными и лишенными Божественной Благодати.

В. То же о принятии в Тело Церкви Таинства Святого Крещения - Церковь иногда применяла икономию (Церкви Греции и Кипра), принимая возвращающихся к Ней через Святое Миро, а иногда и применяя акривию (Церкви в России и Румынии) принимая через крещение.

Ныне ересь (экуменизма) широко распространилась и распространяется все более, образ православного крещения уже упразднен на деле, посему Священный Синод, следуя решению Всеправославного Собора 1755 года, решает, что приходящие в Тело Истинно-Православной Церкви должны приниматься через Крещение.

Особенные случаи судить соответственно».

В русскоязычном ЖЖ недавно появились первые отклики на решение данного Собора. Эта реакция вызвана тем, что новая практика предполагает крещение всех приходящих под омофор митр. Кирика и единомышленных с ним епископов (что противоречит  многолетней практике Матфеевского Синода). Причем это касается не только членов мирового православия, но и т.н. «старостильных экуменистов» (а в широком смысле слова под это понятие могут подпасть все остальные греческие и российские ИПЦ). Не смотря на двусмысленность указания Собором на «особенные случаи», данная практика является новшеством (такой чиноприем используют, пожалуй, только беспоповцы), которая может отрицательно сказаться как на плодотворности миссии Матфеевского Синода, так и на возможном диалоге с другими ИПЦ в Греции и России.

Митрополит Киевский Серафим предполагает вновь поднять этот вопрос на следующем Соборе, который будет проходить в январе 2011 г.

Юрий Юнгеров