JA Purity III - шаблон joomla Авто

Известия ЦИК. 1930. №46 (3893). 16 февраля.

Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] и его Синодом

Представители советской печати обратились с рядом вопросов к митрополиту Сергию и присутствовавшим при беседе членам Синода. На поставленные вопросы митрополит Сергий и Синод дали следующие ответы:

Вопрос. Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?

Ответ. Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того. Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. [н. ст.] совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию.

Вопрос. Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие?

Ответ. Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, и поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными.

Вопрос. Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т. д.?

Ответ. Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье Церкви состоит в том, что в прошлом, как это всем хорошо известно, [она] слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не смогли своевременно оценить всего значения совершившегося великого социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, при Деникине и пр.). Лучшие умы Церкви, как, например, Патриарх Тихон, поняли это и старались исправить создавшееся положение, рекомендуя своим последователям не идти против воли народа и быть лояльными к советскому правительству. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя как политические противники советского государства.

Вопрос. Допускается ли в СССР свобода религиозной пропаганды?

Ответ. Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб и произнесение проповедей (только, к сожалению, мы сами подчас не особенно усердствуем в этом). Допускается даже преподавание вероучений лицам, достигшим совершеннолетия.

Вопрос. Соответствуют ли действительности сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям (например: "Морнинг Пост" от 20 декабря 1929 г. [н. ст.] и 4 февраля 1930 г. [н. ст.])?

Ответ. Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это — сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей. К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях, и это, разумеется, происходит не в форме каких-то гонений и жестокостей, а в форме, обычной для всех обвиняемых.

Вопрос. Как управляется Церковь и нет ли стеснений для управления?

Ответ. У нас, как и в дореволюционное время, существуют центральные и местные церковные управления. В центре Патриархия, т. е. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Священный Синод, а в епархиях — Преосвященные архиереи и епархиальные советы. Кроме этого, при каждом приходе существует исполнительный орган, избираемый верующими. В управлениях всех наших органов до сих пор не было никаких стеснений, и Преосвященные находятся на местах в своих епархиях.

Вопрос. Пользуется ли какое-либо религиозное течение привилегиями со стороны соввласти перед другими религиозными течениями и не оказывается ли советским правительством поддержка одному из этих течений?

Ответ. По советскому законодательству, все религиозные организации пользуются одинаковыми правами.

Вопрос. Как вы смотрите на дальнейшие перспективы религии вообще?

Ответ. Конечно, нас беспокоит быстрый рост безбожия. Но мы, искренно верующие люди, твердо верим, что божественный свет не может исчезнуть и что со временем он прочно утвердится в сердцах людей.

Вопрос. Как бы вы смотрели на материальную поддержку из-за границы и, в чем бы она могла выразиться?

Ответ. Наше положение как священнослужителей в достаточной степени обеспечивается материальной поддержкой наших верующих. Мы считаем для себя нравственно допустимым содержание нас только верующими. Получение же материальной поддержки людей другой веры и извне было бы для нас унизительным и налагало бы для нас большие моральные, а может быть, даже и политические обязательства и связывало бы нас в нашей религиозной деятельности.

Вопрос. Были ли случаи вынесения смертных приговоров священнослужителям за неуплату налогов?

Ответ. Такие случаи нам неизвестны. Были случаи наложения на служителей культа штрафов за неуплату налогов.

Вопрос. Каково теперешнее положение Церкви?

Ответ. Теперешнее положение Церкви значительно разнится от прежнего. Сейчас, благодаря тому, что хозяйство страны претерпевает коренные изменения, сводящиеся к смене старых форм хозяйствования новыми (коллективизация сельского хозяйства, индустриализация всей страны), происходит ухудшение положения Церкви. Но мы не теряем надежду на то, что и при новом хозяйственном строительстве вера останется и Церковь Христова будет и дальше существовать.

Вопрос. Существуют ли в СССР пастырские, богословские и т. п. школы?

Ответ. Да, в Москве до сих пор существует богословская академия у обновленцев. Если же у нас теперь академии нет, то это происходит прежде всего в силу отсутствия достаточных материальных средств для этой цели, и к тому же мы считаем теперь наиболее целесообразной персональную подготовку отдельных лиц, чувствующих призвание к служению церковному.

Вопрос. Как вы относитесь в недавнему обращению папы Римского?

Ответ. Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляет недавнее обращение папы Римского против советской власти. Папа Римский считает себя "наместником Христа", но Христос пострадал за угнетенных и обездоленных, между тем как папа Римский в своем обращении оказался в одном лагере с английскими помещиками и франко-итальянскими толстосумами. Христос так не поступил бы. Он заклеймил бы такое отступление от христианского пути.

Тем более странно слышать из уст главы католической Церкви обвинения в гонениях на инаковерующих, что вся история католической Церкви есть непрерывная цепь гонений на инаковерующих, вплоть до пыток и сожжения их на кострах. Нам кажется, что папа Римский в данном случае идет по стопам старых традиций католической Церкви, натравливая свою паству на нашу страну и тем поджигая костер для подготовки войны против народов СССР.

Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму, как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним какими бы то ни было отношениями.

На днях нами будет издано специальное обращение к верующим с указанием на новые попытки папы Римского насадить среди православных христиан католицизм совершенно непозволительными путями, к каким прибегает папа.

Вопрос. Как вы относитесь к выступлению архиепископа Кентерберийского на кентерберийском церковном Соборе?

Ответ. Нам кажется вообще странным и подозрительным внезапное выступление целого сонма глав разного рода церквей — в Италии, во Франции, в Германии, в Англии — в "защиту" Православной Церкви. Внезапный необъяснимый порыв "дружеских" чувств к Православной Церкви обычных противников Православия невольно наводит на мысль, что дело тут не в защите Православной Церкви, а в преследовании каких-то земных целей. Мы не беремся объяснять, какие это земные цели, но что они имеют мало общего с духовными запросами верующих, в этом нет никакого сомнения.

Что касается, в частности, выступления архиепископа Кентерберийского, то оно грешит той же неправдой на счет якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление Римского папы. Трудящиеся люди Лондона расценивают выступление архиепископа Кентерберийского как выступление, "пахнущее нефтью". Нам кажется, что оно если не пахнет нефтью, то, во всяком случае, пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия.

Сергий, митрополит Нижегородский.

Серафим [Александров], митрополит Саратовский.

Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский.

Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский.

Питирим [Крылов], епископ Орехово-Зуевский.



ПОСЛАНИЕ

СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА

В СВЯЗИ С 50-летием

ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СМИРЕННЫЙ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ,

И СВЯЩЕННЫЙ СИНОД

ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ, ОСВЯЩЕННОМУ КЛИРУ,

ЧЕСТНОМУ ИНОЧЕСТВУ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ЦЕРКОВНЫМ

МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА


«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков... и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и 'угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

(1 Тим. 2, а—4).

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

50 лет тому назад в нашей стране произошла Великая революция, которая коренным образом изменила взаимоотношения людей и имела исключительное значение для истории и жизни всего человечества.

В наступающий день этого юбилея подобает нам, верным сынам и дщерям Святой Матери нашей Православной Церкви Российской, где бы мы ни находились — в пределах ли Отечества нашего или за его рубежами,— вспомнить об историческом событии 25 октября 1917 года, которое так многообразно отразилось на жизни и на всех последующих трудах и подвигах нашего народа, понесенных во имя утверждения идеалов мира, справедливости и человеколюбия.

Всесторонняя революция произвела коренные преобразования в жизни общества. Она претворила в действительность мечты многих поколений людей. Она сделала достоянием народа все природные богатства страны и средства производства. Она изменила самую сущность человеческих отношений, сделав всех наших граждан равными друг другу и исключив из нашего общества любую возможность вражды между людьми разных рас и народностей, между людьми разных убеждений, верований и социального положения.

Провозгласив первым своим законом Декрет о мире, рабоче-крестьянское правительство определило будущую программу внешней деятельности Советской державы, которая на протяжении всего пятидесятилетия состоит в последовательной защите всеобщего мира и безопасности народов.

Обновив самое существо жизни нашего народа, Октябрьская революция была вместе с тем стимулом национально-освободительного движения, и мы, вместе со всеми нашими соотечественниками, испытываем глубокое удовлетворение, что все эти начинания, созвучные евангельским идеалам, находят в наши дни все большее понимание и поддержку со стороны широких кругов верующих людей многих стран мира.

Опыт жизни и деятельности Церкви и Государства в новых, социалистических условиях свидетельствует, что, несмотря на различие в мировоззрении между верующими и неверующими частями единого советского народа, чувство общности всенародных интересов дает возможность для всех граждан нашей страны, верующих и неверующих, находить друг в друге братьев, готовых помочь друг другу в достижении высоких общественных целей и поддержать друг друга в общей опасности и испытаниях.

Мы вспоминаем при этом славный всенародный подвиг в Великой Отечественной войне, показавший глубокое внутреннее единство всего советского народа. Мы видим это и в послевоенные годы, когда напряжением воли и труда народа происходит неуклонное развитие нашего Отечества в экономике, науке и культуре. Об этом свидетельствуют и успешные усилия нашей Советской страны по утверждению прочного международного мира для всестороннего прогресса в жизни всех народов земли.

Великое пятидесятилетие является знаменательной датой провиденциального значения и для сынов и дщерей народов нашей Страны, по тем или иным причинам живущим вдали от Родины. Давно прошли времена, когда было в какой-то степени объяснимо «недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране» в 1917 году, по выражению приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия в его известном Послании пастырям и пастве от 29 июля 1927 года. Пятидесятилетняя история послереволюционного периода жизни нашего Государства и общества убедительно показывает, что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели (там же). И мы надеемся, что свойственная христианину смиренная готовность с радостью воспринять святую волю Божию, укрепляемая горячей любовью к своей Церкви и Родине, а также искренним объективным признанием всего доброго и полезного, что возникло и развилось в результате происшедших в нашей стране глубоких преобразований,— побудит всех православных людей, в рассеянии сущих , но родившихся в России, или их потомков, еще раз задуматься о благих путях Промысла Божия, и одних - начать, а других - ревностно и целеустремленно продолжить свое служение, направленное к восстановлению и укреплению единства со своими братьями и сестрами, пребывающими в Отечестве.

И в знаменательный день юбилейного праздника да вознесется к Престолу Превечного Бога любви общая усердная молитва всех верных чад Святой Русской Православной Церкви о богохранимой стране нашей, о народах и властях ее, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, о ниспослании благословения Божия на труд и на всякое усилие, направленное к созиданию общественной жизни на началах правды и человеколюбия, об умножении в сердцах человеческих любви к ближним, о благоуспешности миротворческого делания.

Вознесем же Всещедрому Богу, Подателю всех благ, наше благодарение о всех Его великих благодеяниях, на нас бывших , прославляя Его за неусыпное попечение о Родине нашей и о Матери нашей Святой Православной Церкви на протяжении минувших десятилетий.

Вспоминая теперь процесс взаимоотношений, слагавшихся в первые послереволюционные годы между молодым Советским Государством и Церковью, и отмечая ошибочные политические деяния Святейшего Патриарха Тихона, шедшие вразрез с чаяниями народа, мы с удовлетворением вспоминаем и понимание им впоследствии значения исторических перемен в судьбах Отечества нашего, о чем он говорил, в частности, в своем завещании: «В гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо» («Известия» от 15 апреля 1925 года).

С благодарной памятью в сознании всей нашей Церкви сохраняются усердные труды приснопамятного Первосвятителя Святейшего Патриарха Сергия,— труды, столь много содействовавшие и укреплению внутренней духовной жизни нашей Церкви, и плодотворному служению ее чад своему родному народу — великому труженику и преобразователю. Промысл Божий поставил этого мудрого иерарха у кормила церковного корабля в ответственную эпоху исторического бытия Русской Православной Церкви. Укрепляемый невидимой Божественной помощью, он твердой рукой вывел этот корабль, невзирая на препятствия и трудности, на прямой и единственно правильный путь искренних отношений и доброго сотрудничества между Русской Православной Церковью и Советским Государством и обществом.

Мы радуемся торжеству данного Святейшим Патриархом Сергием направления жизни Русской Православной Церкви в духе патриотизма, горячей любви к народу и верности его лучшим чаяниям, надеждам и устремлениям.

Деятельность Святейшего Патриарха Сергия, явно отмеченная благословением Божиим и явившаяся великим благом для Русской Православной Церкви, подтверждена всем последующим ходом жизни нашей Святой Церкви, и верующее сердце каждого православного христианина, ищущего не своей корысти, а подлинного блага Святой Матери-Церкви и Родины, воспринимает ее не иначе, как неотъемлемую часть общецерковного сознания, просвещаемого и умудряемого Верховным Кормчим Церкви — Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) патриотический подвиг Русской Православной Церкви, признанный народом и отмеченный нашим Правительством, явился наглядным свидетельством верности избранного пути. Этот подвиг, как и многолетняя миротворческая деятельность, убедительно показали и великую внутреннюю силу Церкви, действующей на благо своего народа, и возможность благоплодного общественного служения Церкви в недрах социалистического общества.

Русская Православная Церковь, неизменно хранящая во всей полноте спасительный залог веры, неотступно держащаяся святых канонов, верная заветам и отеческим преданиям, изобилующая благодатными дарами духовной жизни, в то же время разными способами исповедует милость Божию и не таит благодеяний своего Основоположника и Жизнодавца и являет себя миру не только как духовную общину, живущую благодатной жизнью по своим собственным внутренним законам и чрез это всем предлагающую надежный путь к спасению и жизни вечной, но и как деятельное орудие Божественного Промысла, всегда готовое осуществлять волю Божию, благую, угодную и совершенную (Римл. 12, 2), в своем повседневном служении человеческому обществу. Евангельское служение и христианское свидетельство, осуществляемые в плане экуменического сотрудничества со всеми исповедующими Христа Иисуса своим Господом и Спасителем и верующими во Святую Живоначальную Троицу, деятельная поддержка многих добрых и созидательных усилий, предпринимаемых советской и мировой общественностью, в особенности же столь важная и необходимая в современных условиях и священная миротворческая деятельность, - все это убедительно говорит о стремлении Русской Православной Церкви достойно и ответственно нести свое общественное служение и о ее готовности вносить свой посильный вклад в каждое благое дело, к участию в котором призывает ее внутренний долг, любовь к людям, желание помочь человечеству в его нуждах и стремлениях.

Будем же едины, возлюбленные, в наших молитвах, в нашей любви друг ко другу и ко всем (1 Сол. 3, 12), в наших патриотических усилиях, в нашей готовности благовествовать Евангелие Христово и бороться за мир на земле.

Мы обращаемся к руководителям нашей Советской державы, выразителям чаяний всего народа нашего, с сердечным приветствием и пожеланиями: да будет благословен и благоуспешен их труд и да послужит он процветанию великой Родины нашей!

Да почиет благословение Господне на нашей Отчизне, на нашем трудолюбивом и миролюбивом народе и на его благих делах, намерениях и устремлениях!

Да растет и крепнет изо дня в день возлюбленное Отечество наше - твердыня и оплот мира и братства людей!

Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны: и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11).

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:

Митрополит Крутицкий и Коломенский ПИМЕН

Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ

Архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, ФИЛАРЕТ

Архиепископ Орловский и Брянский ПАЛЛАДИЙ

Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский ИОСИФ

Архиепископ Винницкий и Брацлавский АЛИПИЙ

Управляющий делами Московской Патриархии

Архиепископ Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ

Москва, 10 октября 1967 года"

В Русской Церкви недавно создалось новое богословское направление, причиной возникновения которого послужило стремление как-либо оживить в сознании верующих мертвую богословскую науку, освободив само Христианское вероучение от его малопонятности, формальности. Главными созидателями школы этого направления являются архиепископы Антоний (Храповицкий) и Сергий (Страгородский), ученые труды которых, будто бы, можно считать возрождением подлинного святоотеческого учения.
Подробнее: Cвт. Виктор Глазовский (Островидов). Новые богословы

В данной работе мы хотим проследить путь епископа Диомида от его первого выступления против современных ересей до нынешнего дня. Дело в том, что положение Диомида весьма шатко с церковной точки зрения, ибо его епископство легко подвергается критике, и из этого возникает закономерный вопрос: а тем ли путем пошел епископ Диомид? Православно ли он противостоит тем ересям, которые обличил?

Подробнее: Роман Нуриев, Юрий Юнгеров. Экклесиологический нонсенс (о каноническом положении еп. Диомида)

1. В течение вот уже 10 лет ни один из православных русских архиереев не дерзнул разобрать больной для всех вопрос о взаимоотношениях между церковью и нынешней гражданской властью с точки зрения нравоучения православной церкви.
Подробнее: Прот.Павел Боротинский. Отношение христианина к сов. власти с точки зрения православного нравоучения