JA Purity III - шаблон joomla Авто

Юнгеров Ю.А.
Некоторые заблуждения относительно экуменизма

Введение

Данная работа направлена на рассмотрение нескольких заблуждений относительно экуменизма. Это явление едва ли не самое главное в истории православных церквей двадцатого века, и разбор его требует исключительно святоотеческого подхода. Что есть экуменизм для православных, каковы его последствия? Как учит и учила Церковь относительно этого вопроса?

Необходимо напомнить, что экуменизм, по своей сути, явление не новое. Экуменизм мы можем видеть во Флорентийской унии, суть которой было объединение в одну веру Православных и католиков на основе общих черт «схожести» и, главным образом, на компромиссе в вере. В двадцатом же веке это явление приобрело несколько иную окраску. Внешне будто бы ничего не меняется, все остаются на своих местах, однако, это только внешне. На самом же деле, экуменизм в нынешнем виде - это подготовка к единой религии антихриста. Более тонкая экклезиология экуменизма позволяет запутать и богословов, и простых верующих, забывших о Православных Правилах и канонах, об их незыблемости и непосредственной связи с догматами.


Главным образом мы обратим внимание на то, какая позиция должна быть в данном вопросе у прихожанина Московской патриархии, ибо написана данная работа для русскоязычного читателя. Мы не будем касаться такого вопроса как сергианство (которое, по мнению автора работы, является главной и первой причиной экуменизма), ибо это требует большой работы, а просто попробуем разобрать несколько вопросов относительно экуменического учения в современной церкви.


Заблуждение 1. Экуменизм не требует отречения от Православной веры.


Самое страшное заблуждение. Можно привести в пример сотни мучеников, которые отказались причащаться с еретиками, когда их и не заставляли исповедовать иную веру. Максиму Исповеднику вполне «толерантно» предложили: ты верь, как веришь, просто причастись с патриархами, потому что все уже с ними причащались. Думается, что всем известен ответ Великого Исповедника: «Если и вся вселенная причастится, то я один не причащусь». В делах веры нет компромисса. Если мы говорим, что не отрицаемся Христа, но причащаемся «пищи бесовской» (Феодор Студит) у еретиков – то мы уже отступники. Церковная практика отлучает как отступников принимающих идоложертвенное на языческих торжествах (хотя идол в мире – ничто), потому что сам факт присутствия на таких торжествах – отступничество, предательство Христа. Даже если это делалось по принуждению. «О идоложертвовавших по принуждению, и сверх того пред идолами пиршествовавших, которые, быв приведены, и с веселым видом вошли, и одежду употребили драгоценнее обыкновенной, и участвовали в приготовленном пиршестве беспечно, рассуждено: чтобы таковые находились год в числе слушающих писания, три года в числе припадающих, два года имели общение в молитве токмо, и потом вступали в совершенное общение» (Правило Анкирского Собора 4). «А которые вошли в одеянии печальном, и, возлегши ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да примутся в общение, кроме причащения святых тайн. Аще же не ели, то проведши два лета между припадающими, в третье лето да будут в общении, кроме причащения, так чтобы совершенное общение получили по трех летах…» (того же Собора 5 Правило) Посему и молитва с еретиками, запрещенная не один раз на соборах (Апостольскими Правилами 10, 45, 65; Лаодикийского Собора 6, 9, 32, 33; 9 Правилом Тимофея, епископа Александрийского), - предательство Православной веры. Молитва - это единение в Духе Святом, Которого по определению у еретиков нет. Поэтому страшно читать подобные вещи:

«1. Общая молитва на экуменических встречах позволяет христианам, представляющим разделённые церковные традиции, прославлять Бога вместе и молиться о христианском единстве. Молитва является средоточием нашей христианской идентичности, как в наших разделенных общинах, так и в нашем соборном экуменическом движении Наша общая молитва – это и приглашение, и надежда. Она обращена к Богу и даёт возможность услышать Бога, обращающегося к нам. Настало время молиться о единстве горячо и вместе, свидетельствовать друг другу и принять Божий дар примирения. 8. И в самом деле, у некоторых молитва с христианами иной традиции не только вызывает затруднение, но и считается чем-то невозможным. Так, православные христиане должны следовать канонам, которые можно интерпретировать как запрет на подобную молитву, хотя единодушия по поводу такого толкования канонов сегодня нет (???)[1]» (Все эти и многие другие еретические определения можно прочитать в «Отчете Специальной комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе ВСЦ» в Приложении А; Представители от РПЦ МП - Прот. Михаил Гундяев, Преосв. Иларион, епископ Керченский, (ныне Подольский).

Но было бы всё намного проще, если бы дело обходилось одними молитвами с еретиками. На самом же деле, членство в ВСЦ требует подписания Устава этой организации, в котором определено, что ни одна из церквей не рассматривается как Истинная Церковь, что все члены церкви Совета равноправны в отношении правильного понимания Библии, что различное исповедание церквей «не мешает» верить во Христа и Св. Троицу и т.д. Встает закономерный вопрос: где у Св. Отцов или вообще в Исповедании Православной веры мы видели, чтобы еретики признавались верующими во Христа? «Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера, даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины. Кто бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестой Христовой, не находиться в Церкви Его. Тот уже не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» (Св. Киприан Карфагенский). «Желаю и молюсь, чтобы вы были резки и непреклонны с еретиками только касательно сотрудничества с ними в их извращенной вере. Ибо полагаю человеконенавистничеством и уклонением от Божественной любви потакать заблуждению, отчего уже впавший в него ещё больше повреждается» (Прп. Максим Исповедник). Извращенная еретическая вера – не есть вера, но богохульство.

Все «инославные» (как любят выражаться члены ВСЦ), а точнее, еретики – это хулители Духа Святого, поэтому они даже не могут назвать Христа истинно Господом, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12:3). «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражённый страшным недугом ереси, мёртв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она хулит либо догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси – богохульство. При незнании истинного христианского учения, как раз может принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить её себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасётся!» (Игнатий Брянчанинов; «О Православии. О невозможности спасения еретиков», стр. 26, 27, 29). «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен [Иак. 2, 10] - это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: Аз есмь истина [Иоан. 14, 6]. Почему? Потому что Бог есть простое, хотя и бесконечное Существо. Мерзость Господеви и один помысл неправедный [Притч. 15, 26]. Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: Аз есмь истина» (Иоанн Кронштадтский).

ВСЦ – это не «кружок любителей экуменизма», а официальная мировая организация, поэтому все важные документы принимаются с благословления высшего священноначалия, т.е. с благословения патриарха и Синода. Все члены присутствуют на заседаниях ВСЦ с благословения Патриарха (либо архиепископа, т.е. Первоиерарха церкви) и Синода. Поэтому отрекается от Православной веры не только подписавший документы на заседании в ВСЦ, но и священноначалие, благословившее на это подписание. Мы уж не говорим о частных антиканоничных деяниях священноначалия РПЦ МП, как-то: совместное богослужение, молитва, разрешение проповедовать еретикам в церкви (за что предстоятель должен быть извержен из сана: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо, как служителям церкви; да будет извержен» (Апостольское Правило 45)). В обличение этим беззакониям можно найти множество документальных материалов, в т.ч. и фото, и видео.

Вступление МП в ВСЦ – 1961 г. Подтверждение необходимости членства в ВСЦ – на Московском Соборе 1971 г. Даже если это «оправдать» как давление властей, то что же заставило в 1994 г. на Архиерейском Соборе опять принять то же решение и ещё и опять благословить молиться с еретиками[2]?

Плюс ко всему, иерархи официального православия не просто «молчаливо присутствуют» в ВСЦ, но и принимают жуткие униальные решения, которые ещё раз подтверждают, что экуменизм – это всеересь. Например, выдержки из Баламандской унии с католиками: «Обе стороны осознали (т.е. православные и католики), что то богатство, которое Христос оставил Своей Церкви, - исповедание апостольской веры, участие в одних и тех же таинствах, особенно в едином таинстве священства, приносящего единую жертву Христову, апостольское преемство епископов, - не может рассматриваться в качестве исключительной принадлежности одной из наших Церквей. Из этого со всей очевидностью следует, что всякое перекрещивание совершенно не допустимо» (Экклезиологические принципы, п.13). «Вышесказанное является основанием для того, чтобы Католическая и Православная Церкви взаимно осознавали себя Церквами-сёстрами, вместе несущими ответственность за сохранение Церкви Божией в верности Божественному замыслу, особенно в части единства» (п.14). Интересно все это соотнести со словами св.Отцов Церкви: «Проклинайте папу, ибо от него придёт всякое зло» (Св. Косма Этолийский). «Нет жизни вечной живущим в вере латинской. … Вера их зла и закон их не чист… Множеством ересей своих они всю землю обесчестили» (Прп. Феодосий Печерский). «Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот всё равно, что свою хулит. Если кто будет хвалить свою и чужую – то он двоеверец, близок к ереси» (Он же). «Латиняне не могут произрастить спасение, но засыхают и гибнут» (Прп. Никодим Святогорец).

Было еще и Шамбезийское соглашение, в котором еретики-монофизиты фактически признавались сущими в Церкви. Позже МП вступила в Организацию Объединенных Религий, на первой конференции которой в 1997 г. были подписаны всеми участниками положения, определяющие т.н. «конфессиональную шизофрению». В такую «шизофрению» они включили: посещение только одной церкви; понимание своей конфессии, как единственно правильной; ...вера в преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа (!!!). Нам думается, что комментарии для православного читателя здесь излишни.

Итак, мы видим, что членство в экуменических организациях вынуждает не только молиться с представителями еретических церквей (а порой и с язычниками, что имело место, напр. в Канберре), но и подписывать еретические документы, которые, естественно свидетельствуют об отступничестве от Христа.


Заблуждение № 2. Ересь священноначалия не касается обычных священников, а тем более – мирян.


«Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Мы не видим в Символе Веры, чтобы указывалось о том, что «верую в то, что духовенство не влияет на Церковь». Церковь – это целостный организм, единое Тело, в котором всё сообщается друг с другом. Все епископы поставили свою подпись под ересью экуменизма в 1994 г., только один запротестовал и двое воздержались, но и они потом были вынуждены подписаться. Итак, все епископы (вольно или невольно – Святая Церковь не оправдывает таковых) – так или иначе, еретики. Следовательно, и вся возглавляемая ими церковь.

Многие запротестуют: «наш батюшка не молится с еретиками, экуменизм считает ересью, и мы – тоже. Нас не касаются грехи архиереев. И вообще, всякий грех священника или епископа не мешает совершать ему таинства, только совершает он их себе в осуждение». Насчет последнего мы полностью согласимся. Но это только в том случае, если священное лицо грешит, а не если оно в ереси. От еретика же необходимо бежать, как от волка. «Евр.13:17-Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас полезно. Речь идёт о епископах. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя он был и злым? В каком смысле ты говоришь: злой? Если относительно веры, то беги его, хотя бы он был Ангелом с небес. Если же он - злой по жизни, то повинуйся ему» (Толкование блж. Феофилакта). Что касается первых двух пунктов, то священник не совершает Таинства своей властью, но властью рукоположившего его епископа. «Без епископа ничего не делай, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Игнатий Богоносец; цит. по: И. Т. Лапкин. «К истинному Православию», стр. 103). «Ничего не делайте без епископов и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе. Делающий что-либо без ведома епископа, служит диаволу. Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно» (он же, там же). «Епископ, как преемник апостольский… есть живый образ[3] Бога на земли, и по священнодействующей силе Духа Святаго - обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение» (Послание Восточных Патриархов о Православной Вере 1723 г., чл.10). Те же, кто говорит, что «мы епископские дела совершенно игнорируем», уже являются раскольниками для своей церкви. Для того-то и необходимо было всегда поминать на богослужении первоиерархов Церкви – епархиального епископа и патриарха. Поминовение же их и делает едиными с ними всех членов Церкви. Итак, если в МП поминают патриарха как «Великого Господина и Отца нашего», то делаются единым с ним и принимают все то, что он делает от лица церкви.

В Послании Восточных Патриархов 1723 г. «О православной Вере» говорится: «...Веруем, что сие таинство Святой Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым Иереем, получившим священство от благочестивого и законного Епископа, как учит Восточная Церковь» (чл. 17). «...Звание Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может» (чл. 10). Итак, евхаристия, совершенная священником, подчиненному епископу-еретику, не является Таинством. К тому же, если рукополагает еретик, то рукоположенный, естественно безблагодатен[4].

Причащающийся еретической евхаристии причащается «пищи бесовской» (по Феодору Студиту) и становится соучастником всех дел священноначалия. По Правилам Церкви, все, сообщающиеся с отлученными, тоже отлучаются (Правила Апостольское 10; Антиохийского 2; Карфагенского 9; Василия Великого 88).


Заблуждение №3. Экуменизм – это вообще не ересь, т.к. не повреждает никаких догматов.


Экуменизм в той форме, в которой он ныне существует (ВСЦ, ООР) – экклесиологическая ересь, ибо повреждает 9 член Символа веры о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Экуменисты проповедуют, что христианство разделено на ветви, что каждая церковь обладает «частичкой истины», что молиться с еретиками можно, что в расколах и ересях сохраняется благодать. Все это противоречит православному учению, ибо всегда утверждалось, что вне Церкви нет истины, нет благодати, нет Таинств. «Еретиков должно крестить единственным крещением Церкви. Чтобы они могли из противников сделаться друзьями, из антихристов – христианами. Отступивший от Церкви лишён надежды на спасение, лишён благодати Святого Духа» (Киприан Карфагенский). Об этом говорит и фундаментальное 1 Правило Василия Великого: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мiрянинами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали».

В этом правиле говориться о конкретных раскольниках и еретиках, но общий вывод из этого правила следующий – вне Церкви нет спасительной благодати Таинств. «Раз епископ потеряет эту власть (преемства), вследствие ли раскола или ереси, тогда, само собой понятно, он не в состоянии другим её передать… Эта каноническая мысль о священной иерархии в церкви… есть ни что иное, как краткое формулированное учение об этом Св. Писания, св. отцев и учителей церкви» (толкование еп. Никодима Милаша, «Книга Правил Православной Церкви», т 2, стр.373). Символ св. Афанасия Великого: «Кто хочет спастись, прежде всего подобает ему держать кафолическую веру, её же если кто целой и непорочной не соблюдёт, без всякого сомнения, во веки погибнет».

Еретики же даже «не могут именоваться христианами» (Тертуллиан), поэтому анафематствуется и теория ветвей. «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости будет во мраке, так и… отступивший от истины предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду» (Свт. Марк Эфесский). Этим же и опровергается «частичность истины» каждой церкви. Человек либо христианин, если он в Истинной Церкви, либо он вообще не причастен ко Христу, т.к. является еретиком и богохульником (пускай и по неведению).

Экуменисты предаются анафеме, поскольку не подчиняются Св.Преданию Церкви – её Правилам: «…противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем». «Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласующиеся Божественному откровению, благочестно хранимые Православно-кафолическою Церковью: анафема» (Последование в Неделю Православия). «Божьими словами вполне основательно названы постановления божественных Апостолов и отец, ибо они написали те постановления, будучи просвещены божественным духом» (Иоанн Зонара; «Правила…», Т I, стр. 1). «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ев. от Иоанна 12:48).


Заблуждение № 4. Экуменизм – ересь, но еще не осужденная собором, поэтому не влияет на благодатность церкви.

Оправдание наподобие «атеизм – это православие, потому что его не анафематствовали св. Отцы». Все, что не согласуется с догматами Православной Церкви – есть ересь. Все, что некогда было осуждено Церковью прямо или косвенно – ересь. Тот, кто хоть немного уклоняется от Православной веры – еретик. «Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным». (Иоанн Кронштадтский) «Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство, но в некоторых частях погрешают и не согласны с православием» (Иоанн Зонара; «Правила…», Т II, стр. 370). «Еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались» (Иоанн Зонара; там же). «Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры» (Св. Марк Ефесский). «…Достаточно того, чтобы оно (определённое лицо – Ю. Ю.) погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик» (епископ Никодим (Милаш); «Правила…», Т II, стр. 370).

Экуменизм противоречит догмату 9 члена Символа веры, поэтому является несомненной ересью и не требует особого соборного осуждения, ибо уже осужден учением Православной Церкви. Так же, как не требует осуждения масонство, деизм, атеизм и прочие богохульства. Все это осуждено, ибо противоречит учению Церкви.


Заблуждение № 5. Отделяться от епископов запрещают правила. Всякий, отделяющийся от епископа – раскольник, поэтому нельзя отходить от церкви, даже если там проповедуется экуменизм.

Да, 13-14 Правила Двукратного Собора запрещают отделяться от епископа. Но это не касается тех случаев, если епископ – еретик. В этом случае необходимо отделяться от такового, ибо он – лжеепископ: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые, если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранить церковь от расколов и разделений» (15 Правило того же собора). Мы определили, что ересь экуменизма – осуждена Св. Отцами и Соборами. А проповедует ее МП открыто, состоя в еретических организациях ВСЦ и ООР, подписывая их антиправославные определения и открыто молясь с еретиками. В ереси экуменизма состоит всё священноначалие всех официальных поместных православных церквей, поэтому необходимо от них отделяться[5].

Заблуждение № 6. Московская патриархия не проповедует теорию ветвей. В Деяниях Синода МП 2000 г. («отношение к инославию») заявляется: «2.5. Совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая “теория ветвей”, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных “ветвей”»


Нет, теория эта проповедуется в несколько скрытом виде.

«…общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией» (Деяния Синода 2000 г., отношение к инославию, п. 1.15). Противоречие Вселенской Православной Церкви, которая учит, что у раскольников и еретиков нет благодати. См. выше 1 Правило Василия Великого. «Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия» (там же, п. 1.18). Суд давно вынесен Духом Святым. Раскольники и еретики – хулители Святой Церкви и не имеют на себе Духа Святого. Таинства таковых, по 1 Правилу Василия Великого недействительны. Что касается чиноприемов, то это – явное лукавство со стороны Синода МП. В своем правиле Василий Великий отрицает возможность присутствия благодати у отступивших от Церкви, но объясняет:

1) что есть ересь, раскол и самочинное сборище;

2) причины отсутствия преподания благодати таинствах, совершаемых вне Церкви;

3) возможность разной меры снисхождения (икономии) при присоединении к Церкви отделившихся от Неё.

Отделившиеся от Церкви разными способами по синсхождению, присоединяются к Церкви. Одни – крещением, другие – миропомазанием, третьи – покаянием. Этими тремя путями и подается присоединяющимся Дух Святой, которого они не имели, но отнюдь не восполняется «недостаток благодати» (причем ещё и в «разной степени», в зависимости, от «меры отпадения» от Церкви!!!), как утверждает Синод. Это – явная хула на Духа Святого, ибо экуменистами утверждается, что Он может быть в Таинствах отступивших от Единой Церкви. Вообще вся глава «отношения к инославию» пропитана лукавыми формулировками вроде «церковной полноты», «церковной неполноты». Есть Церковь, вне Её не может быть чего-то среднего, «церковной неполноты», вне Церкви – место пусто, если не «мерзость запустения» (Дан. 9:27).

Итак, Синодом в 2000 г. вновь проповедовалась еретическая теория ветвей, только в несколько более тонком виде, скрыто, что может «прельстить и избранных» (Матф. 24:24).


Заблуждение № 7. Церкви, которые вышли из ВСЦ, не являются еретическими.


Действительно, некоторые официальные поместные церкви вышли из официальных экуменических организаций, но еретическими они являются, ибо для полного отторжения от ереси они должны соборно покаяться в этой ереси, предать её анафеме и присоединиться к Истинной Церкви. Без присоединения, даже если они и осознают свою ошибку, они не могут быть Церковью. Если, например, католики или монофизиты покаются в своей ереси – то они не становятся автоматически членами Церкви, но должны определенным чиноприемом[6] присоединиться к Церкви, ибо не имеют до тех пор Духа Святого. Такова постоянная практика Вселенской Церкви, которая выражена в Правилах Святых Соборов и Отцов.


Заблуждение № 8. Тот, кто не разбирается в этих ересях – невиновен, поэтому ему подается спасительная благодать в Таинствах.


Что интересно, это оправдание приводят как раз те, кто хоть немного, да разбирается во всём этом. Опять же нет. Выше мы приводили цитаты из «Послания Восточных Патриархов», где говорится, что Таинства совершаются только законно поставленным священником. Не может подавать другим человек то, чего сам не имеет. Поэтому оправдания вроде «они же верят» и «Дух дышит, где хочет» - неправославны. Учение, утверждающее, что Таинства совершаются по вере лиц, приступающих к ним, а не по чистоте веры совершителей – это протестантская ересь. Да, «Дух дышит, где хочет», а не где мы хотим. В еретической церкви нет спасительной благодати Таинств, что мы много раз проговорили. Действительно, без веры приступающего Таинства не будут действовать на него, принимать он будет их себе в осуждение. Но не наоборот: если таинство – вне Церкви, то вера приступающего не имеет значения, кроме лишь психологического воздействия пустого в данном случае обряда.

Про неведение тоже давно сказано святыми Отцами, а, в первую очередь, Св. Писанием: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук 12: 47-48). «Иные спрашивают: — объясняет блаж. Феофилакт Болгарский, — пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делавший по ней; но почему нака­зывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однако ж не захотел, а по беспечно­сти сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. Устрашимся, братия! Ибо если тот, кто совершенно не знал, достоин наказания, то какое извинение оправдает согрешающих при знании, особенно, если они были учителями?» (Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник. Ч. 3. Казань. 1896, с. 208). Никогда неведение не приветствовалось в Православной церкви, но, напротив, осуждалось. Ибо, если люди не могут отличить лжи от истины антихриста от Христа, то их нельзя назвать ещё даже и оглашенными. «Незнание Божественных законов – великое предательство своего спасения» (Св. Епифаний Кипрский. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. Вечное, 1965, с. 58). Епископ Игнатий Брянчанинов: «покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и злоумия… Неведение христианства – величайшее бедствие!» (Лазарь, архим. Таинство исповеди. М. 1995, с.334). Епископ Феофан Затворник: «Странный ходит у нас предрассудок, что как скоро мiрянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием Христианской истины, стыдятся заявить сие знание, если имеют его, - и тем более заступиться за него. – И расширяется таким образом область лжи и царство отца её… Стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник её, и изменник общества верующих или Святой Церкви. – Строго? Но так есть» (Основа Православия в единомыслии. Слово Еп. Феофана в Неделю Православия, 8 марта 1864 г.// Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» Вып. 13). «Надо чётко понять, что все теории о том, что человек не нашёл Церковь по «блаженному неведению», имеют прямо богохульное происхождение, ибо делают Бога ответственным за создание условий, при которых «искренно верующему» человеку невозможно найти Церковь, невозможно отличить Её от антихристовой подделки под Неё»[7].

Итак, не имеет никакого оправдания тот, кто «не понимает». Каждому из нас сказано слово Господа: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (От Иоанна 21:22).

Поэтому каждый должен не оправдывать чужого неведения, а идти за Богом, и с помощью Божией, проповедовать истинное православное учение.


Заключение

Итак, мы сделали попытку рассмотрения некоторых заблуждений относительно экуменизма. Природа этих заблуждений, как правило, либо незнание учения Церкви, либо искренняя вера в то, что «догматы и каноны устарели», «мы живем не по закону и благодати» (многие почему-то считают каноны законом, наподобие ветхозаветного, видимо, забыв, что все каноны - дыхание Духа Святого) и прочее, что, естественно, никакого отношения к Православию не имеет. Корни этого незнания кроются ещё глубже - в безразличии пастырей, которое выросло на сергианской ереси...

«Горе вам... что затворяете Царство Небесное человекам» (Мф. 23:13). «Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути, и священников не заставляют это делать; сказано священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь объяснять им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остаётся в уверенности, что идёт правильно; другая хоть и замечает, что у неё не так идёт дело, но не идёт, куда следует, потому что не знает, куда идти. Священник первым делом своей совести должен считать - совершенствовать взрослых в познании христианской веры, а юное поколение готовить с первых сознательных лет, что им нужно и можно знать, когда и как будет удобней» (Свт. Феофан Затворник).

Как нельзя лучше выразил и нынешнее состояние Православия преподобный Серафим Саровский: «Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние явно разумели».



 

[1] Это ещё более явно изобличает ложь экуменистов. Мученики принимали страшные пытки, но не вступали в общение с еретиками, а здесь говорится, что якобы «нет однозначного толкования». Действительно, мы можем видеть, например, в докладе митр. Филарета Вахромеева 1997 г. мысль о том, что молитва с протестантами или католиками перед едой «едва ли может быть каноническим нарушением». Этот доклад был одобрен (со множеством иных ересей) на том же архиерейском соборе в том же 1997 году.
[2] «Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами… представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни, что определяется каноническим устройством Православной Церкви и имеет место в практике других Поместных Православных Церквей» (7 определение Архиерейского собора 1994 г. Цит. по: «Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998»).

[3] Не надо путать с католической ересью «наместника» Бога на земле.

[4] Исключение составляет лишь тот случай, когда в Истинной Церкви рукополагает епископ, который открыто не исповедует свою ересь, либо о нем просто не было известно, что он – еретик. Однако, когда становится известным, что он – еретик, то все рукоположенные им должны незамедлительно отойти от молитвенного общения с ним. Естественно, если вся иерархия подписалась в ереси, то рукоположение совершаться не может, даже если епископ кажется православным.
[5] Ересь экуменизма еще с большей откровенностью проповедовалась в Константинопольском патриархате. Патриарх Афинагор объявлял, что «время догматов прошло», «отменил» анафему 1054 г. на католиков, служил с Папой Римским. Нынешний патр. Варфоломей тоже методично служит с папой, некогда он проповедовал, что их («православных») разделения с монофизитами – фактор человеческий и проч. ереси, которые в МП более скрыты, нежели в Константинопольском патриархате.

[6] Было бы все намного проще, если бы МП была бы истинной Церковью и впала на время в ересь экуменизма. Тогда можно было бы обойтись обычным покаянием, и только крестившихся и рукпоположившихся в ереси миропомазывать. С но ересь экуменизма существует уже почти 50 лет, и все епископы рукоположены еретиками.

[7] Антон Кузнецов. О заблуждениях иерея РПЦЗ С. Красовицкого/ «Об отношении Церкви к властям. История и современность»