А что больше этого, то будет уже не икономия, а вина беззакония и преступление божественных правил. Ибо предел икономии состоит в том, чтобы и не нарушать совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайность, и не причинять вреда важнейшему, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого.

(Преп. Феодор Студит. К Феоктисту магистру)

Чтобы лучше объяснить причины моего поступка, обращусь к самому началу своего пути. Я был “крещён” в МП oкроплением. При этом веры в Бога не имел; не было ни вопрошения о вере, ни оглашения. Сознательно к православию пришёл только через много лет.

Между тем, как пишет св. Афанасий Великий, «более мудрым, чем все человеки и все соборы является Священное Писание, а оно требует, чтобы те, кто верует во Христа, были не облиты в Крещении [как делают еретики], а погружены» [1], и «тот, кто окроплён или облит [еретиками], оскверняется нечестием вместо того, чтобы быть обновлённым во Христе» [2]. Следовательно, крещён я не был.

В 2008 г. с небольшой группой монашествующих и мирян во главе с игуменом Илиёй (Емпулевым) я переходил в РИПЦ Большинство из нас, в том числе и о. Илия, были “крещены” сергианами не только в ереси, но и не погружательно. Однако чиноприём был максимально облегчён. О. Илiю приняли в сущем сане. Нас он принимал как бы через покаяние, но даже исповедь была не генеральной. Повторного монашеского пострига не требовалось.

По объяснению архиеп. Тихона, такой чиноприём соответствует взглядам новомучеников на сергианство как на «новообновленческий раскол», а обновленцев де принимали через покаяние. Между тем, разница между уже многолетней ересью и недавним (для 20-х гг.) расколом очевидна.

Через некоторое время мы (но не о. Илия) пришли к пониманию необходимости правильного крещения. В разговоре с вл. Тихоном тот заявил, что мы – уже члены РИПЦ, поскольку причащались, и что повторное крещение будет в этом случае хулой на Таинство. А чиноприём, каким бы он ни был, восполняет все недостатки. Тогда я согласился с этим, и впоследствии был рукоположен в иеродиакона, а потом и в иеромонаха.

На самом же деле «Св. Отцы не только что после причащения, но и после рукоположений повелевали неправильно крещённых и потому неправильно принятых в Св. Церковь еретиков извергать из сана, если они получили таковой в Св. Церкви, и всех их крестить Православным Крещением, и уже потом, если обрящутся достойными, заново рукополагать их» [3].

Хотелось бы отметить, что, совершая литургию, я смущался тем, что во многих храмах РИПЦ практикуется поминовение за проскомидией о ЗДРАВИИ и упокоении “верных” вместе с еретиками из МП. В частности, в омском храме, где служит архиеп. Тихон. В Серафимовском скиту о. Илия вынимает за проскомидией общую частицу о здравии членов МП с формулировкой «аще возможно, помяни, Господи…».

На мой вопрос о возможности поминовения одного из верующих МП вл. Тихон ответил, что это возможно в случае, если он ПРИЧАЩАЕТСЯ в сергианских храмах.

По крайней мере на территории России за упокой еретиков поминают повсеместно.

Две эти проблемы стали причиной прекращения мною священнослужения.

Смущало и то, как мы жили в скиту. Это было далеко от нормы образа монашеской жизни. С позволения о. Илии я посетил другие монашеские общины РИПЦ для ознакомления. Но ничего серьёзного не увидел

Да и богослужение у нас совершалось (и в монастырях, и на приходах) не лучше, чем в МП. Службы безобразно сокращаются, утреня совершается с вечера, и до полунощницы, и т.д.

 

Вместе с тем я пытался разобраться в каноничности и экклесиологии РИПЦ. Перейдя туда, я почти ничего не знал об этих вопросах. Со временем стали возникать вопросы и сомнения. В отношении учения о Церкви и РИПЦ, и РПЦЗ придерживались неустойчивой позиции, противоречившей к тому же строгому учению большинства Новомучеников и исповедников Российских. РПЦЗ никогда соборно не осуждала сергианство, и её отношение к М.П. всегда было двойственным. На практике существовало общение и с новостильниками, и с экуменическими церквями. А ведь «Русская Истинно-Православная Церковь исповедует и хранит православную христианскую Веру так, … как Ее исповеднически хранила … Русская Зарубежная Церковь вплоть до 2000 года» [4].

Раньше, когда уже вставал вопрос об уходе из этой юрисдикции, меня останавливало кажущееся отсутствие альтернативы. Теперь же я окончательно осознал неправославность исповедания веры в РИПЦ, и пришёл к необходимости покинуть эту церковую организацию. Я не считаю пребывание там спасительным для своей души.

Изменения ситуации там я не жду. Для меня важно, что ни РИПЦ, ни зарубежники УЖЕ не сохранили верность правому исповеданию. Кроме того, помимо деклараций существует и проблема практики. А какова практика, мною уже было указано выше.

Бывший иеромонах Сергий (Биктеев).

5/18 мая 2009 г. Понедельник 5-й седмицы св. пятидесятницы.

 

[1] Св. Афанасий Великий. Письмо о Соборах // Patrologia Graeca. 26:689АВ.

[2] Он же. Вторая речь против ариан // Patrologia Graeca. 26:237В.

[3] Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. О таинстве святого Крещения // Новый маргарит. Калгари: Кладезь, 1998. По благ. митр. Виталия (Устинова).

[4] «Определение Освященного Собора о вероисповедных и экклесиологических основаниях Русской Истинно-Православной Церкви». 2008 г.