JA Purity III - шаблон joomla Авто

Бывший иеромонах РИПЦ Сергий (Биктеев), покидая эту организацию, предал огласке тамошнюю чудовищную проскомидийную практику (это один из моментов, побудивших его засомневаться в РИПЦ): «во многих храмах РИПЦ практикуется поминовение за проскомидией о ЗДРАВИИ и упокоении «верных» вместе с еретиками из МП. В частности, в омском храме, где служит архиеп. Тихон. В Серафимовском скиту о.Илия вынимает за проскомидией общую частицу о здравии членов МП с формулировкой «аще возможно, помяни, Господи…».

На мой вопрос о возможности поминовения одного из верующих МП вл. Тихон ответил, что это возможно в случае, если он ПРИЧАЩАЕТСЯ в сергианских храмах.

По крайней мере на территории России за упокой еретиков поминают повсеместно[1]. В поминовении за упокой членов МП ненароком признались и сами лазаревцы[2].

Хотя в РИПЦ предпочли бы скрыть эту информацию, прозвучала и робкая попытка оправдания: «Здесь есть непраздный вопрос, который нужно разрешить прежде, чем приводить суждения: кто в МП еретик, а кто – сам исповедуя православие, находится или находился в общении с еретиками. И еще важно, насколько осознанно было еретичество тех, с кем общались. Преподобный Феодор Студит, разбирая сложные случаи взаимного общения еретиков с православными, неоднократно ссылался на принцип, основанный на Священном Писании: «Написано: всякий грех, совершенный по неведению, очистится (Лев., 4)» (К Мефодию монаху)»[3].

Как видим, здесь говорится о возможности поминать и здравствующих членов МП! И это – несмотря на широкую доступность в наше время информации, несмотря на наличие у этих эмпэшников близких из РИПЦ.

Кроме того, и ныне живущие, и многие почившие, о которых идет речь, изначально находились в лжецеркви, то есть мы не можем говорить о них даже как о крещенных. Теперь, после смерти, они столь же далеки от истинной Церкви, как и протестанты, паписты (хотя при жизни были к ней ближе, конечно).

В соответствии с общеизвестной практикой, на проскомидии поминаются только члены Церкви. Интересно, что архиеп. Тихон (Пасечник), в одной из своих статей говоря именно о поминовении на проскомидии еретика, утверждает:

 

«Ведь в Церкви важно в первую очередь «единство у Чаши», т.е. повторимся в который раз, - молитвенно-евхаристическое общение. Это главное! Именно на этом принципе зиждется каноническое единство Церкви». Там же председатель Архиерейского Синода РИПЦ цитирует и прп. Феодора Студита: «Запрещено православному поминать на священных поминаниях , и на Божественной Литургии притворявшегося православным, но не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством»[4]. В завершение темы «под свою анафему падоша» приведу и недавное обличение лазаревским Синодом двух отошедших от него епископов в том, что они попрали «Предание Кафолическое Церкви, строго выраженное в учении Св. Киприана Карфагенского о том, что раскольники и еретики к Церкви не принадлежат»[5].

Итак, поминовение лиц, вообще никогда не имевших общения с истинной Церковью, говорит о том, что на практике лазаревцы не усматривают принципиальной разницы между своей юрисдикцией и МП. По всей видимости, таковой разницы и нет.

Отдельного рассмотрения требует лишь вопрос о тех наших православных соотечественниках, которые застали 1927 г., и по неведению своему оказались с сергианами. Именно к этой (и только к этой) группе относятся следующие слова прп. Феодора Студита:

«Вопрос 18. Об отце моем; следует ли поминать его на Литургии?

Ответ. Хотя бы то был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-нибудь другой, обличенный в общении с ересью вплоть до смерти, он, как сказано в предыдущей главе, не должен быть поминаем на Литургии; а разве только каждый в душе своей может молиться за таких и творить за них милостыни. Ибо как может тот, кто при жизни имел общение с еретиками и погребен в таком состоянии, быть внесен в помянники при священнодействии православных? Никак нет.

Впрочем, это я высказал не законодательно; ибо это – дело епископов; но в виде совета из любви, ибо нет ничего необходимее любви. Если же твое благочестие найдет, что хорош устроить что-нибудь иначе, то мы не можем на это ничего сказать, только попросить святых ваших молитв, так как мы – люди грешные»[6].

Но как справедливо заметил епископ РПАЦ Григорий (Лурье), «скорее, св. Феодор тут говорит, что по логике надо бы так, как он считает, но этого нет в жесткой церковной дисциплине. Т.е., напр., нарушение этого принципа не является таким грехом, за которым должны следовать автоматические санкции. Есть два аспекта: «как правильно» и «за что наказывать»»[7].

В другом своем ответе тот же прп. Феодор ясно говорит о невозможности поминовения даже православно мыслящих лиц, буде они состояли в общении с еретиками:

«Вопрос 1. О пресвитере, диаконе, чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому: можно ли совершать о них божественное приношение, или всенощную, или молитву? Ответ: - Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при исходе раскаялись и исповедали, что они были понуждаемы страхом, и, в-третьих, если приобщились православных Святых Таин, то позволительно совершать о них вышесказанное.

Вопрос 2. О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками? Ответ: - Вышесказанный ответ пусть соблюдается и относительно таких: равно, как и относительно мирян, мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших»[8].

По объяснению прп. Феодора, «приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающегося принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чужое Христу»[9]. Вот и блаж. Августин, говоря о евхаристическом поминовении покойных членов Церкви, использует характерное выражение «скончавшиеся в общении Тела и Крови Христовой»[10]. Это – необходимое условие поминовение: если человек, «находясь в общении с ересью, …не успел причаститься Тела и Крови Господних, - так как хлеб еретический не есть Тело Христово, - то нельзя дерзать поминать его на Литургии. Ибо Божественное не может быть обращаемо в шутку, и чтобы не услышал молящийся о нем: «Просите и не приемлете, зане зле просите» (Иак. 4, 3). Другого ничего не имею сказать, сколько могу понимать истину. «Кое общение свету ко тьме?» (2 Кор. 6,14). Не может быть поминаем среди православных не имевший общения с Православием, - хотя бы в свой последний час. Ибо где он застигнут, там и будет судим, и с каким напутствием отошел в жизнь вечную, с тем и останется»[11].

Итак, находящиеся в общении с раскольниками или еретиками сами должны почитаться таковыми вне зависимости от причин, побудивших их к этому общению. А Церковь, по словам св. Симеона Солунского, «не молится за усопших еретиков и раскольников»[12]. Поэтому вопрос степени сознательности участия того или иного человека в ереси или расколе вообще не имеет никакого отношения к поминовению на проскомидии.

Да и само оправдание сергиан неведением весьма шатко. Об этом хорошо сказал некогда митр. Филарет (Вознесенский), самими лазаревцами почитаемый во святых: «Часто говорят: «Ну что ж такое, какое ж положение получается? Если это – лжецерковь, то чем же виноват народ, который в этом не разбирается, что это лжецерковь? Они же не виноваты?» Вы, наверно, слышали часто такие речи. А я на это отвечаю: «Как не виноваты? Как не виноваты?! Они знают, какая у них власть? – Богобороческая! Власть идет против Бога! Разве можно такую власть признавать? Они ее признают и ей повинуются. И вот за это вместо истинной Церкви получают лжецерковь»[13].

Роман Нуриев



[1] Бывший иером. Сергий Биктеев. Почему я ушел из РИПЦ. http://community.livejournal.com/ripc/14186.html

[4] Архиеп. Тихон Омский и Сибирский. О единстве с еретиками через поминовение отступивших иерархов РПЦЗ. http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1247

[5] Ответ архиерейского Синода РИПЦ на Апологию раскола Епископов Дионисия и Иринея. http://portal-credo.ru/site/&act=news&id=68763&type=view

[6] Послание 91 (279). Разрешение различных вопросов. http://www.pagez.ru/lsn/studit_p/0279.php

[8] Послание 91 (279). Разрешение различных вопросов. http://www.pagez.ru/lsn/studit_p/0279.php

[9] Подвижнические монахам наставления. Слово 330. http://www.pagez.ru/lsn/studit/330.php

[10] «Вся Церковь соблюдает это как преданное от Отцов, чтобы за скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении». [Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II, Спб., 1857, С. 455]

[11] Послание 69 (257). К Дорофею сыну. http://www.pagez.ru/lsn/studit_p/0257.php

[13] Митр. Филарет (Вознесенский). Прославление Новомучеников Российскихъ.http://www.geocities.com/ppav2002/propov5_14.htm